Найти тему

Современная наука и формирование профильного сообщества: почему стоит посетить форум «История сегодня»?

16 сентября Школа современного историка ИОН РАНХиГС проведёт для старшеклассников масштабный форум «История сегодня». За один день школьники смогут узнать всё о современной исторической науке, найти интересные для себя сюжеты, познакомиться с единомышленниками и сформулировать собственные исследовательские вопросы. О программе форума рассказал Иван Байдаков, и.о. директора Центра прикладной истории ИОН РАНХиГС.

Изучение истории часто связывают со стереотипами: работа в архивах и библиотеках, выезды на раскопки и так далее. Очевидно, что на практике все иначе. Как устроена современная историческая наука на самом деле?

В условиях современного мира работа с гуманитарным знанием (в частности, в рамках исторической науки) стала гораздо многообразнее, чем была буквально ещё несколько десятилетий назад. Существенно расширился круг исторических источников, увеличился запрос на междисциплинарные исследования, в историю пришёл искусственный интеллект и цифровые технологии, растёт потребность в специалистах-гуманитариях, способных работать с историческим нарративом в прикладной сфере. Все это меняет профессию историка. В рамках нашего форума мы бы хотели показать старшеклассникам, как выглядит историческая наука и профессия сегодня, какие карьерные траектории существуют и насколько многообразен мир современных гуманитарных исследований. Все эти задачи нашли своё отражение в названии форума —
«История сегодня».

Почему для общения со школьниками вы выбрали именно формат форума?

Наша цель — в рамках одного дня показать старшеклассникам многообразие треков работы с историческим знанием, поэтому мы выбрали формат форума, где одновременно будет происходить сразу несколько видов активностей по 5 трекам:

  • цифровая история,
  • социально-экономическая история,
  • антропология,
  • микроистория,
  • музейный трек.

Таким образом, у школьников будет возможность самим выбрать интересные для них сюжеты и посмотреть на разные направления современной истории. С полным расписанием форума вы можете ознакомиться здесь.

На форуме предполагается несколько видов активностей: лекции, семинары, open talk, фейл-сессия и ярмарка исследовательских вопросов. Расскажите, что подразумевает каждый из форматов?

Лекции и семинары — это довольно традиционный формат, в то время как open talk предполагает более открытое взаимодействие аудитории и лектора, возможность живого диалога и ответов на вопросы. Фейл-сессия подразумевает совместный разбор кейсов, в которых аналитические ошибки и неучёт исторического контекста приводили к неверному социально-экономическому и политическому прогнозированию. Ярмарка исследовательских вопросов пройдёт в формате общей сессии, где участники смогут сформулировать и презентовать собственные вопросы для будущих исторических исследований и проектов. 

С какими специалистами старшеклассники смогут пообщаться в рамках форума? 

Среди спикеров будут преподаватели и научные сотрудники РАНХиГС. Среди них:

Внешними экспертами выступят Светлана Амосова, руководитель Исследовательского центра Еврейского музея и центра толерантности (ЕМиЦТ), младший научный сотрудник Института славяноведения РАН, и Кузина Ольга Владимировна, заведующая сектором развития проектов для новых аудиторий музея-заповедника Царицыно. Также мы запланировали open talk со студентами Академии, где школьники смогут вопросы о студенческой жизни.

Также выступят:
- Белых А.А., лекция «Сколько стоили мёртвые души или анализ бизнес-плана Чичикова» (онлайн);
- Головина А.В., семинар «Микроистория: почему для исследователя важна жизнь даже самого маленького человека?»;
- Жидкова А.В., семинар «Политика на страницах комиксов»;
- Житенёв Д., лекция «Как сохранять старинные книги?»

В расписании форума для лекций и обсуждений заявлены довольно серьёзные научные темы. Предусмотрена ли адаптация для участников?

Форум ориентирован на учеников 9-11 классов. Мы делаем акцент не столько на конкретные исторические сюжеты, сколько на разные направления внутри исторической науки, что позволяет преподнести информацию в доступном и интересном ключе. На форуме общение с участниками будет построено в рамках диалога, а активности сочетают как теоретическую информацию, так и возможность попробовать сделать что-то самостоятельно. Например, в рамках лаборатории от ЕМиЦТ будет возможность придумать проект исторической выставки.

Кроме возможности познакомиться с выдающимися экспертами и единомышленниками,   будет ли у школьников возможность лучше подготовиться к ЕГЭ по истории?

Для тех, кто планирует сдавать ЕГЭ по истории, будет полезно посетить мероприятия лекционного формата, например, лекцию про то, как историки изучают Великую Отечественную войну, или про пространственную историю России. Наш форум — это, прежде всего, профориентационная возможность, пространство для знакомства с единомышленниками и формирования профильного сообщества.

Кроме этого, для тех, кто не остановится на посещении форума и присоединится к Школе современного историка, предусмотрены скидки на обучение по программам бакалавриата ИОН РАНХиГС. Кроме того, результаты проектных исследований могут быть поданы на конкурс исторических проектов ИОН РАНХиГС, который будет запущен в 2023-2024 учебном году и позволит получить дополнительные преференции при поступлении. В свою очередь, ярмарка исследовательских вопросов на форуме станет отправной точкой для выбора тех исследовательских инициатив, которые получат кураторскую поддержку.

Форум «История сегодня» обещает быть насыщенным и интересным. Планируются ли подобные мероприятия в течение учебного года?

Интерактивный форум — это фактически открытие учебного года в Школе современного историка, регулярные занятия в которой начнутся с октября. В течение года будут проходить бесплатные, практикоориентированные занятия и мероприятия для школьников, которые интересуются историей, хотят реализовать собственные исследовательские инициативы в сфере гуманитарного знания.