Найти в Дзене
Спутницы истории.

Эмма Дарвин: кузина и жена "отца эволюции" Чарльза Дарвина.

Брак Эммы Дарвин с двоюродным братом Чарльзом Дарвином в целом можно можно назвать счастливым. Они прожили вместе долгие годы, их связали как дети, так и деятельность. И все же “отец эволюции” задавался вопросом, насколько правильным было решение женитьбы на двоюродной сестре. Когда английскому ученому исполнилось 29 лет, Чарльз Дарвин столкнулся с серьезной дилеммой - должен ли он жениться или нет? Будучи человеком науки, Дарвин придерживался чрезвычайно практического подхода в данном вопросе, прикидывая для себя плюсы и минусы брака. В конце концов, доводов в пользу женитьбы оказалось больше. А это значило, что проблема теперь заключалась в выборе подходящей кандидатуры. В списке доводов за вступления в брак он отметил в списке: дети (, если Бог захочет), постоянная компания ( лучше, чем в случае собаки), забота о доме… Все эти вещи полезны для здоровья, но это ужасная трата времени. По части минусов супружеской жизни он писал: «Без детей никто не сможет заботиться о тебе в старости

Брак Эммы Дарвин с двоюродным братом Чарльзом Дарвином в целом можно можно назвать счастливым. Они прожили вместе долгие годы, их связали как дети, так и деятельность. И все же “отец эволюции” задавался вопросом, насколько правильным было решение женитьбы на двоюродной сестре.

Когда английскому ученому исполнилось 29 лет, Чарльз Дарвин столкнулся с серьезной дилеммой - должен ли он жениться или нет?

Будучи человеком науки, Дарвин придерживался чрезвычайно практического подхода в данном вопросе, прикидывая для себя плюсы и минусы брака. В конце концов, доводов в пользу женитьбы оказалось больше. А это значило, что проблема теперь заключалась в выборе подходящей кандидатуры. В списке доводов за вступления в брак он отметил в списке: дети (, если Бог захочет), постоянная компания ( лучше, чем в случае собаки), забота о доме… Все эти вещи полезны для здоровья, но это ужасная трата времени. По части минусов супружеской жизни он писал: «Без детей никто не сможет заботиться о тебе в старости, но можно со свободой идти туда, куда хочется."

Портреты молодых Эммы и Чарльза. Дарвин с сестрой.
Портреты молодых Эммы и Чарльза. Дарвин с сестрой.

Опять же, Дарвин поступил очень прагматично. Женщина, которую он решил d bnjut сделать своей избранницей, должна быть кем-то, кого он хорошо знал. К счастью, он уже имел на примете идеальную кандидатуру. Натуралист был неравнодушен к 30-летней Эмме Веджвуд. Он, безусловно, знал ее очень давно, учитывая, что они были двоюродными братьями.

Брак между кузенами.

Эмма Дарвин, жена и двоюродная сестра Чарльза Дарвина, была восьмым и самым младший ребенком в семье Джозайи Веджвуд II и Елизаветы Аллен. Ее отец был старшим сыном известного производителя фарфора Джозайи Веджвуда I. Мать Бесси была одной из одиннадцати детей из Уэльса. Эмма была частью большой и живой семьи, воспитанной в традициях унитарной церкви, с либеральными политическими взглядами. Семьи, поддерживающей связи с интеллектуальной элитой страны.

Ее ближайшие родственники жили в местечке Майер Холл, в сельской местности Стаффордшира, в нескольких милях от фарфорового производства Этрурии. Эмма была очень близка с со своей сестрой Фанни, которая была на два года старшей её. Их двоих звали “голубки” или же “мисс Перец и Соль”.

Старшая сестра ее отца, тетя Сюзанна, вышла замуж за Роберта Уоринга Дарвина из Шрусбери. В браке у них родилось шестерых детей, включая Чарльза Дарвина. Две семьи проводили много времени вместе. А юный Чарльз, чья мать умерла, когда ему было всего восемь лет, возможно, находил Майер Холл порой веселее, чем его собственный дом. Ведь именно к отцу Эммы он обратился за поддержкой позже, когда его собственный отец запретил ему отправляться в кругосветное путешествие на корабле “Бигль”.

С момента рождения Эммы в Стаффордшире в 1808 году ее семья была близка с Чарльзом ’. Cама Эмма сначала девочкой, а затем молодой женщиной, она училась в нескольких школах, бывала в Европе, а помимо заботилась о своей матери и сестре (оба страдали от различных заболеваний). С юных лет она поддерживая тесный контакт с Чарльзом, который уже был начинающим ученым. И когда кузина и кузен объявили о своем браке в ноябре 1838 года, вполне себе финансово состоятельные семьи Веджвуд и Дарвин были в восторге от идеи, несмотря на близкие отношения жениха и невесты.

Фактически, браки между двоюродными братьями все еще оставались довольно распространенными в Европе в течение XIX века. Сама королева Виктория, в конце концов, вышла замуж за своего двоюродного брата. Сами же семьи Дарвин и Веджвуд особенно оценили практичную сторону брачного вопроса - четверо братьев и сестер Эммы также женатыми двоюродными родственниками.

Однако был один член семьи, который не так поддерживал эту идею. Ученый, как и Чарльз, один из его родственников, Фрэнсис Гальтон (который ввел термин “евгеника”), предупредил Дарвина о потенциальных опасностях инбридинга (близкого родства в браке).

Возможно, страхи Гальтона не были необоснованными, потому что среди потомков Чарльза и Эммы встречались случаи ранней смертности детей, а что касается королевы Виктории, то некоторые её привели к распространению гемофилии в королевских домах Европы.

Тем не менее, брак состоялся без проблем в январе 1839 года. Церемонию еще один двоюродным брат молодых - преподобный Джон Аллен Веджвуд. Так Эмма Веджвуд официально стала Эммой Дарвин.

Жизнь Эммы с Чарльзом.

Отец Чарльза ещё до заключения брака между молодыми предостерегал сына от разглагольствования на темы, которые могли показаться более кощунственными будущей жене, но биолог все равно доверился ей.

Тем не менее, она все же согласилась выйти за него замуж, заявив, что “он самый открытый, бесхитростный человек, которого я когда-либо видела, и каждое слово выражает его настоящие мысли.” Чарльз, в свою очередь, написал, что он думал, что она “делает меня более открытым людям и скоро научит меня, что есть большее счастье, чем строить теории и накапливать факты в тишине и одиночестве.”

По общему мнению, брак между Эммой Дарвин и Чарльзом был счастливым, несмотря на то, что она была довольно религиозной и часто переживавшей за духовные сомнения своего мужа, сосредоточенного на науке. Они все же нашла точки соприкосновения в браке.

Эмма и Чарльз после свадьбы переехали в арендованный дом на Гауэр-стрит в Лондоне. Их первый ребенок, Уильям Эразм Дарвин, родился в декабре того же года, а Энн Элизабет Дарвин родилась в марте 1841 года. В 1842 году Чарльз купил Даун Хаус в деревне Даун (Кент), где он и Эмма должны были провести остаток своей семейной жизни.

Дарвины и дети.
Дарвины и дети.

Он находился недалеко от Лондона, но в сельской местности, в тишине. Дом стоял на окраине деревни, в окружении полей. Еще восемь детей родились в браке у Эммы и Чарльза (Мэри, Генриетта Эмма, Джордж Ховард, Элизабет, Фрэнсис, Леонард, Гораций и Чарльз Уоринг).

Надо сказать, что дети Эммы и Чарльза часто болели. Трое не дожили до зрелого возраста. Из семи, которые выжили, по некоторым сведениям, трое оказались бесплодными.

Двое из них умерли в младенчестве (Мэри и Чарльз Уоринг), а Анна умерла в возрасте 10 лет (смерть дочери сделала Чарльза агностиком). Дочь Генриетта годами была прикована к постели с пищеварительными заболеваниями, а Гораций и Элизабет страдали от частых судорог. Чарльз и Эмма также в будущем опекали своего внука Бернарда от сына Фрэнсиса. Его мать, Эми, умерла через несколько дней после его рождения.

Казалось, что у каждого ребенка была, по крайней мере, какая-то болезнь, которая приводила Чарльза к расстроенному состоянию. Действительно, Чарльз видимо часто возвращался мыслями о своем выборе жены и о том, как их близкие отношения могли повлиять на генетику собственных детей. Он даже провел разного рода эксперименты по наблюдению инбридинга среди растений, чтобы попытаться научно проанализировать генетические последствия.

Ученый действительно пришел к выводу, что существует негативное влияние в случае размножения между близкими родственниками (из-за повышенной вероятности выражения вредных рецессивных признаков).

Чарльз, должно быть, поделился мыслями о некоторых из своих опасений по поводу опасности инбридинга своему сыну Леонарду, который в 1911 году станет председателем Британского общества евгеники. Хотя как это ни странно, это не помешало ему последовать семейной традиции и жениться на своем двоюродной сестре, полностью игнорируя некоторые выводы своего знаменитого отца.

Эмма принимала активное участие в общественной жизни местного края. Она занималась делами библиотеки для детей, также помогая организовать читальный зал для работающих мужчин, занималась деятельностью, cвязанной с помощью больным и немощным. Она также работала в качестве секретаря Чарльза, читала ему и переводила с французского, немецкого и итальянского языков. Хотя ей не удавалось быть столь же увлеченной его исследованиями, она все же первое время надеялась ему содействовать, была вовлечена в публикации. Набожная по характеру (хотя и не особенно догматичная), Эмма конечно понимала суть научных изысканий мужа, и сама беспокоилась о последствиях его публикаций с точки зрения религиозных аспектов.

Наблюдая за усердием Чарльза она постоянна волновалась за его нервы и здоровье. Жена настаивала на регулярном отпуске для него. Вместе Эмма и Чарльз обычно ездили в Лондон, где проводили время с родственниками два или три раза в год. Эмме также удалось устраивать вылазки на остров Уайт в Уэльс или бывать в Озерном крае, либо бывать в домах друзей в Суррее. Она умела занять беседой ученых коллег и поклонников Чарльза в Дауне, хотя и предпочла разговоры больше на темы политические, а не научные. Политика была её настоящим интересом.

Эмма и Чарльз в преклонном возрасте. Семья Дарвинов в Кердеоне, 1869 ( слева, Генриетта, Фрэнсис, Леонард, Гораций, Элизабет )
Эмма и Чарльз в преклонном возрасте. Семья Дарвинов в Кердеоне, 1869 ( слева, Генриетта, Фрэнсис, Леонард, Гораций, Элизабет )

Несмотря на то, что Эмма и Чарльз редко расставались после свадьбы, и поэтому редко приходилось писать друг другу, Эмма по сути годами оставалась плодовитой на письма женщиной-корреспондентом. Эмма часто писала или получала письма от имени Чарльза, и, таким образом, часто выступала в качестве «стороннего» корреспондента. Она также регулярно писала своим тётям и сестрам, своим детям, когда они учились в учебных заведениях и после того, как у них началась собственная жизнь. Большая часть переписки Эммы сохранилась в Дарвинском архиве. Там же находятся и ее дневники, в которых она кратко фиксировала жизненные события. В совокупности эти документы – бесценный источник для биографов Чарльза и Эммы.

После смерти Чарльза в 1882 году Эмма проводила свое время между Даун-хаусом и Кембриджем, где она купила дом на Хантингдон-роуд, где она жила со своей дочерью Елизаветой. Фрэнсис, Джордж и Гораций также обосновались в Кембридже. В отличии от некоторых своих детей Эмма прожила долгую жизнь человека с хорошим здоровьем. Она скончалась в 1896 году в Бромли в возрасте 88 лет.