Кася открыла письмо от подруги, с которой не виделась уже давно, но регулярно переписывалась. Она с нетерпением ждала скорого возвращения Марии домой. Но, прочитав первые же строки, Кася поняла, что планы Марии изменились.
«Когда ты получишь это письмо, твоя Мария поменяет свое имя. После получения этого письма, пиши мне по следующему адресу: Мадам Кюри. Школа физики и химии, 42, улица Ломонд. С этого момента я буду называть себя именно так».
Но вернемся на 28 лет назад.
Варшава
7 ноября 1867 года в Варшаве, в части Польши, являвшейся тогда частью Российской империи, в семье учителей Склодовских, родился пятый ребенок, девочка, которой дали имя Мария. Выросшая в семье, где образование имело очень большое значение, она блестяще преуспела в средней школе и мечтала изучать естественные науки. Но в Варшаве в то время университеты были закрыты для женщин. Единственной возможностью для молодой польки, желающей получить высшее образование, было уехать учиться за границу. Ее старшая сестра Бронислава также очень хотела уехать и учиться медицине. Таким образом, две сестры обо всем договорились между собой и решили поехать учиться во Францию, объединив свои усилия. Броня уехала первая и поступила в университет в Париже. Мария несколько лет работала частным репетитором, чтобы накопить сбережения для своей будущей учебы.
Париж
Мария приехала в Париж в 1891 году, когда ей было почти 24 года. Она поступила в Сорбонну. Девушка очень старалась, она ушла с головой в учёбу. Через два года, в 1893 году, она получила степень с отличием по физическим наукам, а в 1894 году — степень по математическим наукам. Это был колоссальный успех, ведь такие степени давали женщинам крайне редко! Тем временем, учеба шла к концу, и Мария планировала вернуться Польшу, как только получит две лицензии, и заняться преподаванием. Но в начале 1894 года она получает небольшой контракт, который... привел её к встрече с Пьером Кюри.
Пьер
Пьеру было уже 35 лет. Это был профессор и знаменитый во Франции ученый. Их встреча совершенно поменяла ход их судеб. Пьер уговорил Марию остаться в Париже и разделить с ним его жизнь. Сначала Мария отказала ему и вернулась в Польшу. Но она не смогла устроиться на работу в университет, так как туда принимали только мужчин. Мария вернулась во Францию, стала работать над диссертацией, а влюбленный Пьер продолжал свои ухаживания. В итоге Мария сдалась. Они поженились 26 июля 1895 года, и Мария Склодовская стала Марией Склодовской-Кюри. Она обрела не только мужа, но и товарища, соратника и друга.
В этом счастливом браке у супругов родились две дочери: Ирэн и Эва.
Марию Кюри интересовали явления радиоактивности, то есть невидимые лучи, испускаемые некоторыми телами. Пьер Кюри отказался от собственных исследований, чтобы помогать жене, талантом которой он бесконечно восхищался. Супруги начали работать вместе. Им удалось открыть два новых элемента, которых не было в таблице Менделеева: полоний, названный так в честь родины Марии, а затем радий.
В 1903 году супруги получили Нобелевскую премию по физике. Пьер и Мари становятся знаменитыми, и пресса увлечена этой удивительной и талантливой парой, называя их союз «лабораторной идиллией».
Но 19 апреля 1906 году идиллия была разрушена. Пьер случайно погиб, сбитый конным экипажем на улице Парижа.
Активная вдова
После гибели Пьера Мари ушла в депрессию на несколько месяцев. Но жизнь продолжается, и она постепенно стала возвращаться к деятельности. Мария Кюри была назначена руководителем курса, который Пьер читал в Сорбонне. Во Франции это был первый случай, когда женщина преподает в университете. Первое занятие, проводимое Марией в Сорбонне 5 ноября 1906 года, было мероприятием, на котором присутствовали студенты, журналисты и просто любопытствующие. Это было нечто из ряда вон выходящее.
В январе 1911 года она выдвинула свою кандидатуру в Академию наук, но не была избрана (Академия приняла женщину в свои ряды лишь полвека спустя).
В ноябре того же года, через пять лет после гибели Пьера, разразился скандал. Общественность узнала об ее отношениях с учеником Пьера, Полем Ланжевеном, о чем было написано в прессе, что спровоцировало против Марии жестокую ксенофобскую кампанию. Обыватели не могли ей простить крах "лабораторной идиллии", а также то, что Поль был женат. Ей припомнили все, и прежде всего её происхождение.
А буквально через месяц, в декабре того же года, ей была присуждена вторая Нобелевская премия, на этот раз по химии.
Работа в лабораториях с опасными химическими веществами отразилось на здоровье Марии. У неё появились расстройства, вызванные радиоактивными материалами, с которыми она работала.
Первая Мировая война
Со временем, помощником и партнером по работе Мари стала ее старшая дочь Ирэн. Во время Первой мировой войны две женщины отправились на фронт на машинах, предназначенных для рентгенографии раненых.
Мария Кюри посвятила четыре года войны развитию стационарной и мобильной радиологии и подготовке медсестер, специализирующихся на использовании рентгеновского оборудования, ей помогали старшая дочь и еще три женщины. В рамках Красного Креста и Национального патроната раненых Марии Кюри удалось оборудовать 18 рентгеновских аппаратов. Благодаря этому, было спасено много жизней, так как было сделано более миллиона рентгеновских снимков.
Послевоенные годы
Нехватка ресурсов в разрушенной войной стране замедлило возобновление исследований радиоактивности в Радиевом институте. Но неожиданно пришло новое финансирование. В 1920 году Мария Кюри приняла американскую журналистку миссис Мэри Мелони. Очарованная личностью Марии Кюри, Мелони пригласила Марию в США, чтобы организовать "Фонд Марии Кюри" и поднять ее популярность среди американок. Мария Кюри в сопровождении дочерей Ирэн и Эвы отправилась в мае-июне 1921 года в США, чтобы получить грамм радия, награды и крупные суммы денег пожертвований. Эта поездка имела очень большое значение.
К слову, Марию дважды хотели наградить Орденом Почетного легиона во Франции, но оба раза она отказывалась.
До своей смерти в 1934 году, Мария Кюри развивала медицинское применение своих исследований. Таким образом, благодаря многочисленным пожертвованиям, Радиевый институт, будущий Институт Кюри, стал заниматься борьбой с раком.
Мария много путешествовала, чтобы читать лекции или оказывать помощь, особенно в Польше. Она умерла от злокачественной анемии 4 июля 1934 года. Мария не дожила чуть больше года до получения Нобелевской премии своей старшей дочерью Ирэн и ее мужем.
Прах Марии и Пьера Кюри был перенесен в парижский Пантеон 20 апреля 1995 года.