Найти в Дзене
CatGeek

50 лет со смерти Толкина

Я уверен, что многие в нашем сообществе выросли на творчестве этого легендарного автора фэнтези. Я и сам вырос на нём, прочитав и Властелин Колец, и Сильмариллион ещё в детстве. И так уж вышло, что сама эта дата хорошо подходит для мыслей о нём.

Творчество Профессора по праву считается важной частью мировой культуры. Возможно, он и не изобрел многих концепций, будь то жанр высокого фэнтези (первым автором в жанре был Уильям Моррис) или эльфы в современном виде (эта честь принадлежит Эдварду Планкетту, написавшему «Дочь короля Эльфландии»). Однако мы знаем обо всех этих тропах именно от него. И на то есть множество причин.

В отличии от многих других авторов, Толкина сделало легендой то, что его произведения не только хорошо состарились, но и до сих пор способны служит источником вдохновения для внимательного читателя. Это проще всего проиллюстрировать на примере штампа «эльфы классические, толкиновские». Вы ведь не раз встречали в фэнтези умелых эльфов-лучников, которые в самом бездарном случае были ещё светловолосыми и в зелёной одежде. Да, я знаю, что вам стало больно от одного этого описания.

Однако обратившись к работам самого Толкина, вы обнаружите, что подобные «эльфы», списанные с Леголаса — это отнюдь не весь их народ. Эльфы народа нолдор, например, привыкли сражаться конно, оружно и чуть ли не в латах, а многие из них были богатырями двухметрового роста. Аналогично ничуть не больше общего у ваньяр и авари. Но большая часть этого наследия легко упускаются из виду. И многие из проблем «пост-толкиновского фэнтези», первоисточником которых называют самого Толкина — это результат поверхностного чтения его работ многочисленными эпилогами.

Возвращаясь ко всё тем же эльфам, автор создал убедительные объяснения причин их поведения, чего не наблюдается у многих других авторов. Их отказ участвовать в различных авантюрах в Средиземье — это результат многих слагаемых, самое главное из которых – они прекрасно знают, как легко подобные стремления могут привести к кровавому кошмару. Одно слово: Феанор. Гибель королевств и городов из-за принесённой клятвы давно отвратила их от попыток совершать продобное.

Но сколько авторов создают своё собственное обоснование? А сколько просто повторяют аргументы Легендариума, но без базиса стоящего за ними?

Другая заслуживающая уважения вещь в его творчество – это титанический масштаб работы, которую провёл сам Толкин. Он погрузился в мифологию различных народов, извлекая оригинальные образы, которые не были искажены веками творчества. И, зная какими вещами он вдохновлялся, а какие вещи из его творчества была заимствованы прямо или опосредованно, читать его становится многократно интереснее. В конце концов, узнали бы мы о «прекрасном народе», если сам Толкин не пробудил бы интерес к мифам дохристианской Европы? Возможно, отдельным авторам последующих работ и удалось превзойти его в каких-то аспектах, но на эту тему уже высказался Ньютон:

«Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов»

В этом заключается наследие Толкина. Он остаётся для нас не только потенциальным источником вдохновения при тщательном изучении его работ, но и человеком заложившим основы многих образов, которые уже плотно вошли в нашу культуру. Даже авторы, стремящиеся отойти от его наследия, тем не менее сталкиваются с тем, что очень многие вещи ассоциируются с творчеством Профессора на самом базовом уровне. Возможно, интерес к фэнтези и будет в будущем падать, однако Толкин уже стал частью мировой культуры и будет изучаться хотя бы в историческом контексте.

Автор: Карлов Кирилл