Приветствую всех вас, дорогие фантасты и любители фантастики! Меня зовут Николай Остапцов, писатель-фантаст, вице-президент и обозреватель Крымского клуба фантастов «Фанданго», участник семинаров «Фанданго-Аэлита», лауреат конкурсов...
========================================
Эта история ходит по просторам интернета уже довольно давно, наверное, лет десять, если не больше. И всё-таки, не хотелось бы, что бы она бесследно исчезла и была забыта.
Мне понравился интересный взгляд отставного майора-авиатора, который рассмотрел античный миф с точки зрения офицера нашего времени.
Впрочем, не буду забегать вперёд. Привожу его в том виде, каким он был опубликован на канале "Литературный салон "Авиатор", от себя добавив несколько рисунков.
Итак, рассказ:
В одном далёком и заброшенном авиационном гарнизоне была средняя школа. Школа как школа — развалюха. Учителя как учителя — пауки в банке. Дети как дети – черти, одним словом. И вот однажды по прямой указке из РОНО на должность учителя по ОБЖ приняли отставного майора, пенсионера вооружённых сил, которого все звали просто — Макарыч.
Большинство старых учителей почти все ушли из школы на пенсию и уехали в центр страны. Школа неизменно пополнялась молодыми учителями. Они очень любили поязвить и поиздеваться над старым отставным офицером, особенно по вопросам педагогики.
И вот однажды представился вот такой случай. Заболел учитель истории, и дабы не сорвать урок в одном недисциплинированном классе, завуч решила направить туда нашего майора, ну в смысле — бросить под танк. Макарыч был из тех людей, которые не ропщут, а получив приказ идут его выполнять. И так – звенит школьный звонок, и урок начинается… а начался он с того, что сначала отрепетировали встречу начальника, потом доклад дневального по роте, конечно, всё строго с требованиями строевого Устава. Затем, осмотрев класс взглядом профессионального снайпера, новоявленный Песталоцци чётко, командирским басом спросил:
— Какое задание было на дом, товарищи?
Один из учеников, Вовочка Пупкин, поднял руку и чётким голосом доложил, что на дом была поставлена боевая задача на изучение мифов древней Греции, в частности миф об Икаре. Тогда воен.спец попросил ученика рассказать ему про этот миф. Ученик вышел к доске и бодрым голосом доложил о том, что мифический герой Икар сделал себе крылья, на которых полетел к солнцу. И вот он поднялся высоко-высоко, прямо к самому солнцу, отчего крылья Икара расплавились и сгорели. В результате Икар упал в море и погиб.
— Да… — вздохнул внук Макаренко.
Макарыч не знал материалов урока, но детей надо было чем-то занять в течение ещё получаса. А отставной майор был из той породы людей, которые бросались с гранатами под танки, закрывали своим телом амбразуры и пикировали в горящих самолётах на головы врагов.
Для Макарыча не было невыполнимых задач — он считал, что если задача поставлена, то она должна быть выполнена, любой ценой, не жалея крови и самой жизни. Но всем известно, что как задача ставится — так она и выполняется.
— Так что мы имеем? — погремел на весь класс Сен Сей. — А имеем мы, товарищи, тяжёлое лётное происшествие, связанное с гибелью человека, и давайте всё же разберёмся в обстоятельствах, причинах и виновниках данной катастрофы. Итак, паре лётчиков была поставлена боевая задача — выполнить перелёт над Средиземным морем, с острова Крит на остров Мальта.
Макарыч нарисовал маршрут перелёта на доске.
— Расследованием установлено:
1. Пара истребителей, лётчики Дедал и Икар, произвела взлёт и набор высоты.
2. На маршруте следования лейтенант Икар произвольно отклонился от заданного маршрута, чем нарушил боевой порядок. В результате чего произошла полная потеря ориентировки. Не зная эксплуатационных ограничений, лейтенант Икар пытался восстановить ориентировку по солнцу. В ходе поиска ориентиров, были грубо нарушены ограничения по высоте, скорости и прочности летательного аппарата.
В результате чего летательный аппарат разрушился и упал в море, лётчик лейтенант Икар погиб.
3. Причинами данного происшествия являются:
— личная недисциплинированность лейтенанта Икар,
— плохая теоретическая подготовка группы к полёту,
— безграмотное управление полётом группы по маршруту, со стороны ведущего группы капитана Дедал.
В ходе расследования причин катастрофы также установлено:
— постановка задачи на перелёт группе, командиром полка полковником Зевс не производилась.
— заблаговременная подготовка к полётам по маршруту не планировалось, и не проводилась,
— предварительная подготовка была проведена с низким качеством, причём контроля готовности к полётам не было,
— метео-обеспечение перелёта отсутствовало,
— радио и локационное обеспечение не велось,
— аварийные маяки и система опознавания не включалась,
— поисково-спасательное обеспечение не проводилось из-за его полного отсутствия,
— сертификации летательного аппарата не имеется,
— журналы подготовки техники к полётам отсутствуют,
— формуляры на авиационную технику утеряны,
— средства объективного контроля не использовались,
— радиолокационный контроль за выполнением перелёта не проводился,
— тренажи по штурманской подготовке и действию в особых случаях при полёте не планировались и не проводились,
— лётчик лейтенант Икар порядок действий при потере ориентировки не знал и не отрабатывал на земле,
— командные пункты ПВО и центры управления полётом не оповещались,
— контроль за выполнением поставленной задачи, со стороны вышестоящего командования отсутствовал.
Вывод:
— весь набор фатальных нарушений требований документов, регламентирующих лётную работу, и привёл к тяжёлому лётному происшествию.
Виновниками данного летного происшествия являются:
— командир авиационной части полковник Зевс, утерявший контроль за выполнением поставленной задачи,
— ведущий группы капитан Дедал, проявивший полную неспособность управлять группой как во время полёта, так и при подготовке к нему,
— лётчик лейтенант Икар, проявивший личную недисциплинированность и слабые теоретические знания в конструкции летательного аппарата и его эксплуатационных ограничений.
Итак, товарищи, записываем мероприятия:
— полковнику Зевс, за утерю контроля за лётной подготовкой экипажей, объявить о неполном служебном соответствии,
— капитана Дедал, проявившего слабые навыки руководства полётом группы и подготовки к нему, с должности снять и назначить с понижением.
— материалы расследования данного лётного происшествия изучить во всех частях и подразделениях, о чём доложить мне письменно….
Звенит звонок… в классе стоит жуткая тишина, точнее оторопь…
==========
Признаюсь честно, когда я впервые прочитал этот рассказ, то сам был обескуражен. Остаётся только восхититься находчивостью Макарыча в его применении знаний авиационных руководящих документов к изучению древнегреческого мифа.
Конечно, сказать, что Макарыч совсем уж ничего не знал мифологии Древней Греции нельзя: расставить воинские звания (кто старше, кто младше) персонажам, вспомнить про Зевса... Кстати говоря, Зевс был верховным богом Олимпа, что по тем временам было, как бы сказать по-мягче, по чину - не ниже генерал-лейтенанта...
Во-вторых, не Икар "делал себе крылья". Постройкой летательных аппаратов, если их так можно назвать, занимался Дедал.
В-третьих, полёт был совершён несанкционированный - Дедал и Икар совершали побег. Чтобы спастись с острова Крит от раздражённого Миноса, мастер Дедал сделал для себя и сына крылья, скреплённые воском, и Дедал просил: «Не поднимайся слишком высоко; солнце растопит воск. Не лети слишком низко; морская вода попадёт на перья, и они намокнут». НПП того времени ограничивалось только одной этой рекомендацией...
Во время перелёта в Элладу Икар настолько увлёкся полётом, что забыл наставление отца и поднялся очень высоко, подлетев слишком близко к Солнцу. Лучи Солнца растопили воск, Икар упал и утонул недалеко от острова Самос в море, которое и получило в этой части название Икарийского. Его тело, прибитое волнами к берегу, было похоронено Гераклом на маленьком островке Долиха, названном в его честь Икария.
Конечно, этот миф грешит большим количеством неточностей: на что расчитывал Дедал, применяя столь ненадёжный материал, как воск? Закрепить перья на крыли стоило бы более надёжным способом, хотя бы нитками. Кстати, птичьи перья не сильно боятся влаги...
- Полёт предстоял неблизкий, более 960 км при штилевой прокладке, лететь быстро бы не получилось, и даже при скорости 50 км/час (скорость полёта ласточки) пришлось бы находиться в воздухе не менее 19 часов. Понятно, что древние греки были ребятами сильными и выносливыми, но ведь не до такой же степени!
Перечитал свой комментарий и рассмеялся: очень уж он похож на речь Макарыча: военный канцеляризм - штука заразная!
==========
Буду рад, если тема найдёт отклик у читателей. С удовольствием приму участие в обсуждении этой тематики.
Да здравствует Воображение!
Viva Imaginatia!
При подготовке статьи были использованы материалы:
Литературный салон "Авиатор"
Другие публикации канала - тут
Помочь каналу можно совершив перевод на карточку РНКБ: 2200 0207 0396 7564 или СБЕР: 2202 2036 5541 9531 Если хотите ознакомиться с книгами автора канала, жмите здесь
Случается, что некоторые публикации канала ограничивают в показах. Чтобы вас это не тревожило - не забывайте подписываться!
--------------------
Уважаемый читатель! Если материал понравился, пожалуйста, ставь лайк и подписывайся на канал. Это сейчас особенно актуально для развития канала "ФНВ". Спасибо, что ты с нами!
Буду признателен за комментарии, оставленные прямо здесь ;-)