Найти тему

Американские и британские быстровозводимые укрытия для авиации

Оглавление
Британское быстровозводимое укрытие для самолетов EFASS, фото: компания Rubb Buildings Ltd
Британское быстровозводимое укрытие для самолетов EFASS, фото: компания Rubb Buildings Ltd

Проблема защиты боевой авиации на аэродромах базирования становится всё более важной и животрепещущей темой. Современный мир встречается с современными угрозами. В случае диверсии самолет стоимостью в десятки миллионов долларов может быть уничтожен копеечным беспилотником.

При этом очевидно, что лучшей защитой будут бетонные укрытия или подземные аэродромы в горах, которые строит Иран. Но такие укрытия дорогие и их возведение требует большого количества времени и ресурсов.

В мире уже придуманы гораздо более простые укрытия, которые призваны защитить самолеты от воздействия осадков и диверсий. Стоит отметить, что быстровозводимые укрытия мешают и разведке противника. Так как наличие любой крыши над головой уже не позволяет определить находится самолет в укрытии или нет.

Американские укрытия Expedient Small Asset Protection

В США для укрытия боевых самолетов широко используются быстровозводимые укрытия ESAP – Expedient Small Asset Protection. Дословно переводится как «целесообразная защита небольших активов». Небольших в первую очередь по размерам, потому что любой боевой самолет представляет, даже для такой страны как США, большую ценность.

Американский быстровозводимый ангар ESAP, изображение компании ADS
Американский быстровозводимый ангар ESAP, изображение компании ADS

Такие укрытия изначально создавались в интересах ВВС США, которые искали быстровозводимые решения для защиты малых объектов и критически важных активов военно-воздушных сил. Получившееся в итоге решение ESAP – это продукт совместной работы компаний ADS и Dogwood Industries.

ESAP спроектированы и производятся в виде быстровозводимых секций, которые можно легко собрать/разобрать, погрузив на несколько транспортных средств. Такое решение легко транспортировать, перебрасывать и масштабировать на авиабазах по всему миру.

Производитель в лице компании ADS заявляет, что быстровозводимое укрытие для самолетов команда из пяти человек может собрать на любом аэродроме всего за 9 дней. Возведение возможно силами штатного персонала ВВС.

Одним из военных объектов, где такие укрытия уже применяются для защиты истребителей, является американская авиабаза Андерсен на острове Гуам в Тихом океане.

Открытие американского быстровозводимого укрытия ESAP на базе Андерсен на острове Гуам, фото: Минобороны США
Открытие американского быстровозводимого укрытия ESAP на базе Андерсен на острове Гуам, фото: Минобороны США

Стоимость американского быстровозводимого ангара ESAP составляет 900 тысяч долларов. Такая цена относилась к первым закупкам, вероятно, при массовом производстве цена упадет. При этом это все равно гораздо дешевле, чем стоимость современного боевого самолета. Менее двух процентов стоимости F-16 последних модификаций.

Быстровозводимые британские укрытия EFASS

В Великобритании используют более простые и дешевые быстровозводимые ангары для самолетов. Разработкой и производством подобных укрытий занимается британская компания Rubb Buildings Ltd. В её линейке помимо гражданской продукции – быстровозводимых конструкций для спортивных объектов или складских комплексов, есть и военные разработки.

Для военных компания Rubb Buildings предлагает линейку быстровозводимых укрытий EFASS, которые широко востребованы именно в авиации. Компания предлагает своим клиентам ангары разной размерности – от 9 до 28 метров.

Ширина и длина укрытий может варьироваться, что позволяет размещать самолет разных типов. К примеру, размах крыла истребителя-бомбардировщика пятого поколения F-35С составляет 13,11 метра, а у F-16 – всего 9,45 метра.

Британское быстровозводимое укрытие для самолетов EFASS, фото: компания Rubb Buildings Ltd
Британское быстровозводимое укрытие для самолетов EFASS, фото: компания Rubb Buildings Ltd

Британские ангары проще и заметно дешевле американских EASP, они также являются транспортабельными, а строятся на месте ещё быстрее. Бригада всего из четырех человек возводит такое укрытие за два дня. Правда, защита здесь сугубо номинальная по сравнению с EASP, но от осадков и ненужных глаз технику скроет.

Быстровозводимые ангары EFASS применяются на аэродромах по всей Великобритании, также их можно встретить и за пределами страны. Внешний слой таких ангаров выполнен из огнестойкой сверхпрочной ткани, внутренний – самоочищающаяся ткань ПВХ. Средний слой может представлять собой стекловату высокой прочности для необходимого уровня изоляции.

Необходимо отметить, что вся линейка ангаров EFASS позволяет дооборудовать её баллистической защитой из кевларовых плит, для установки которых предусмотрены специальные крепления. В таком случае ангары защитят вертолёты и самолеты от осколков, огня стрелкового оружия и сбросов с беспилотников.

P.S.

Стоит отметить, что укрытия для самолетов есть даже в Венесуэле. Надо напомнить, что страна все последние годы живет в непрекращающемся экономическом кризисе. В Венесуэле наблюдались проблемы даже с покупкой туалетной бумаги. Инфляция в стране по итогам 2022 года составила 234 процента (в 2018 году была 130 000%). В поисках лучшей жизни только в 2022 году Венесуэлу покинули более 660 тысяч человек.

Многофункциональный истребитель Cу-30МК2 ВВС Венесуэлы в крытом ангаре
Многофункциональный истребитель Cу-30МК2 ВВС Венесуэлы в крытом ангаре

Несмотря на такие трудности, в стране находятся деньги на армию и на защиту самолетов. Приобретенные ещё в 2006 году 24 российских многофункциональных истребителя Cу-30МК2 имеют свой дом в виде крытых ангаров.

Не ленитесь подписаться на канал, чтобы способствовать более оперативному выходу материалов и дальнейшему развитию. Лайки и комментарии приветствуются. Заранее спасибо)