Найти тему
128,1K подписчиков

10 запрещенных советских фильмов

Любовные треугольник среди комсомольцев, вся правда о Павлике Морозове, предавшем родного отца, случайная беременность воинственного комиссара в юбке, оправдание предателя Родины и другие неудобные...

Любовные треугольник среди комсомольцев, вся правда о Павлике Морозове, предавшем родного отца, случайная беременность воинственного комиссара в юбке, оправдание предателя Родины и другие неудобные темы, поднятые в кинолентах строгой эпохи СССР отправили много гениальных фильмов в списки запрещенных и «полочных». Десять из них выделяются особо.

«Строгий Юноша», режиссёр Абрам Роом, 1934 год съёмки.

Фильм повествует об очень неудобной по тем чопорным временам теме любовного треугольника, который случился в семье мужчины-профессора и его интеллигентной жены, влюбившейся в комсомольца Гришу. Герои-комсомольцы, изображенные полунагими, подобно античным статуям, и этот факт вызвал у партийного руководства страны откровенное недоумение. К тому же исполнителя главной роли, актёра Дмитрия Консовского во время съемок арестовали и упекли в лагеря за «антисоветскую агитацию». Так кинолента стала одним из первых советских полочных фильмов.

«Бежин Луг», режиссёр Сергей Эйзенштейн, 1935 год выпуска.

На тогдашних бесчисленных партийных собраниях и худсоветах фильм о пионере Павлике Морозе, предавшем родного отца-кулака, задуманный, как причта о глубоком конфликте поколений, не понравился критикам своим «непартийным», а сугубо человеческим замыслом и использованием религиозной символики. Хотя, по мнению тех, кто успел увидеть отснятый материал, был обречён на успех, но весь отснятый материл был уничтожен.

История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж, режиссёр Андрей Кончаловский, 1967 год съемки.

Безответная, но горячая любовь юной советской девушки, не видит препятствий даже в том, что возлюбленный не желает встречаться с ней. Она принимает отчаянное решение – родить от него ребенка, не выходя замуж. Естественно, подобный замысел цензоры СССР сочли аморальным.

Проверка на дорогах, режиссёр Алексей Герман, 1971 год выпуска.

Бывший предатель Родины Лазарев, работавший на немцев в начале войны, пытается искупить свою вину, помогая партизанам захватить эшелон с продовольствием врага. Конечно, Госкино отвергло фильм с формулировкой – дегуманизация народного сопротивления и создание негативного образа Красной армии (годы спустя, в 1986-ом фильм был отмечен множеством кино-наград).

Иван Грозный, режиссёр Сергей Эйзенштейн, 1944 год съемки.

Первая часть фильма, вышедшая в прокат, где русский царь принимает противоречивые и жестокие решения, делая при этом сомнительные вещи одобрил лично Сталин. Но во второй части грозный генералиссимус рассмотрел параллели между Грозным и им самим, что сыграло роковую роль для всей конокартины.

Тема, режиссёр Глеб Панфилов, 1979 год выпуска.

История столичного писателя, отправившегося в глубинку за поиском вдохновения и ставшего свидетелем рождения любви настоящей любви, обвинили в неоднозначности трактовок и скрытой критике советского режима (в 1986 году картина взяла главный приз на Берлинском кинофестивале).

Агония, режиссёр Элем Климов, 1981 год съёмки.

Финал русской монархии перед Октябрьской революцией, ослабление позиций русского царя и появление персоны Распутина смутило советское кино-руководство. Они обвинили режиссёра в попытке показать Распутина чуть ли не героем (фильм был продан автором во Францию).

«Комиссар», режиссёр Александр Аскольдов, 1967 год выпуска.

Главная героиня фильма - комиссар Красной Армии Клавдия (актриса Нонна Мордюкова), возомнившая себя мужчиной, но неожиданно забеременевшая, под воздействием природной женственности проявляет сочувствие бедному еврею Магазаннику (роль Ролана Быкова), пережившему антисемитские погромы. Кинокартина с таким сюжетом изначально была обречена на запрет. Автора работы, Александра Аскольдова клеймили и критиковали до такой степени, что он больше не захотел возвращаться в кино.

«Одинокий голос человека», режиссёр Александр Сокуров, 1977 год съёмки.

Интимная и вдумчивая картина о красноармейце Никите, ищущем любви после пережитых ужасов Гражданской войны, настолько раздражала советское кино-руководство и формой и содержанием, что работу хотели уничтожить (отснятый материал спас оператор Сергей Юриздицкий).

«Тема», режиссёр Глеб Панфилов, 1979 год выпуска.

Писательская среда эпохи советских диссидентов, грезящих об эмиграции – это, скорее, кино о лжи, окружающей жизнь главного героя, писателя, находящегося в творческом кризисе (роль Михаила Ульянова). Критики и чиновники от Госкино единодушно признали «Тему» спорной и неоднозначной, а ведь «режиссерская» версия ленты позже снискала большую славу в Европе и получила высшую награду Берлинского кинофестиваля.