Друзья, сегодня я хочу затронуть тему актеров, исполняющих эпизодические роли. В современном кинематографе на таких актеров обращают мало внимания. Главное встать на точку и сказать текст. Все сказал, молодец. Этот пласт сейчас активно заполняют «говорящие актеры», те кто вышел из АМС (актеров массовых сцен), понял, как работает съемочная площадка, что требуется делать и т.д.
В моей практике недавно произошел случай, когда на большой эпизод взяли актера из массовки. Решили сэкономить. А я обычно даже на эпизодические роли беру актеров с образованием и пытаюсь разукрасить даже самую маленькую рольку. Так вот этот парень очень волновался, сначала спросил, можно ли положить листок с текстом перед собой. Я сказал нельзя, иначе будет весь план глазами зыркать в текст, лучше выучить текст. Начали съемку, так он, бедный, весь покрылся потом и все куда глазами бегает. Решил схитрить, текст на ладони написал и все время подглядывал. Пришлось снимать буквально по строкам, чтобы она на партнеров смотрел. И на монтаже потом резали его, было видно, что проваливает сцену. Бывает и такое.
Но сегодня темой моей статьи будет совершенно другое явление. А именно – актеры, исполнявшие небольшие роли в советском кино. Тогда профессия актера была престижной, ей нужно было учиться, и режиссеры не брали случайных людей, потому что знали. Второй план в кино делает первый. От игры актера даже маленького эпизода зависела сцена в целом.
И сегодня речь пойдет о моем одном из самых любимых актеров – Николае Парфенове.
Спойлер - раз нет главных ролей, то я буду делать эпизоды, как главные роли. (творческий девиз Николая Парфенова)
Николай Иванович Парфенов
26.08.1912 г. - 07.01.1999 г.
За свою долгую творческую жизнь он сыграл 144 роли. Для советского кино это очень много. Одни из самых его известных ролей в фильмах – «Где находится нофелет», «Дайте жалобную книгу», «Берегись автомобиля», «Афоня», «По семейным обстоятельствам» и др.
Судьба его не была гладка и безоблачна, многое ему пришлось пережить неудач, но его характер, наполненный юмором и любовью к профессии, всегда выручал в трудных ситуациях.
С детства Николай мечтал о театральных подмостках, и ему удалось поступить в театральную студию при Театре имени Моссовета. После ее окончания в 1935 году, он был зачислен в труппу этого же театра. Это и определило его жизненный путь. Любимому театру Николай Иванович посвятил более 50 лет.
Неудачи в кино
Творческая судьба была не очень благосклонна к Парфенову, ему никак не удавалось получить главную роль в кино. Его это сильно удручало. Ведь эпизоды не приносили ни дохода, на признания в профессиональной среде. Но так было только в начале. В погоне за мечтой Николай не отказывался от ролей, брал все, что предлагали. И со временем количество перешло в качество. Режиссеры заметили талантливого и необычного актера, но все равно больших ролей не предлагали.
Такие трудности больно ударили по семье Парфенова. Денег постоянно не хватало. Жена не выдержала и подала на развод. Проблемы лишили его и жены, и дочери, которую он очень любил.
Актер сильно переживал из-за расставания и больше решил не вступать в брак. Но судьба распорядилась иначе, он нашел любовь и семейный уют с Ларисой Алексеевой, сотрудницей театра, в котором он работал. Своих детей у них не было, но Николай Иванович усыновил детей Ларисы от предыдущего брака, воспитывал их и считал по-настоящему своими. Они прожили вместе много лет.
Жизнь налаживалась, и Николай уже не чурался эпизодических ролей, он принял ситуацию и стал самостоятельно разукрашивать даже самую малую роль. Он находил в ней столько вкусных моментов, что коллеги актеры и режиссеры просто восхищались его фантазией. Про себя он решил, раз нет главных ролей, то я буду делать эпизоды, как главные роли. И своим мастерством он часто затмевал исполнителей главных ролей. Зрителям он очень полюбился. Его немного замкнутые, чудаковатые персонажи пришлись по вкусу и ему приходило много писем от поклонников, которые заряжали на новые творческие подвиги.
Он один из немногих советских актеров, которые смогли прославится исполнением небольших ролей, играл в известных фильмах и много сил положил в копилку Золотого фонда отечественного кинематографа.
Перестройка и 90-е годы внесли трагические ноты в жизнь актера. Все его сбережения, которые он копил на «черный день» многие годы, сгорели в топке приватизаций, деноминаций и прочих финансовых новшеств того времени. Актер остался без средств. Жена умерла. В театре работы не было. В стране процветала коммерция, дельцы купи-продай стали главными двигателями того времени, а пожилой актер не смог приспособиться, и, как многие его коллеги, вел практически нищенский образ жизни.
Приемные дети, которых он очень любил, да и родная дочь, практически не вспоминали о нем. И не помогали в трудной жизненной ситуации.
Намаявшись, пытаясь свести концы с концами, актер понял, что жизнь его подходит к финалу и решил хоть немного побыть в своей творческой среде. Он очень хотел провести остаток своих дней в пансионате для престарелых при Доме актера. Там проживают пожилые творческие люди – актеры, режиссеры и др. Это достойное место, там можно нормально жить, общаться с коллегами, вспоминать замечательное прошлое время. Есть показы кинофильмов, в создании которых многие из них принимали участие. Тем более, что там уже находились многие из его друзей, они звали его к себе. В дружной компании веселей, да и было, что вспомнить.
Но и тут его постигла неудача. Чтобы проживать в этом пансионате, нужно было отдать государству свою квартиру, и тогда были бы обеспечены проживание, питание и уход до конца жизни. Оказалось, что его умершая жена, не сказав ему ни слова, прописала в их квартире свою внучку, которая не захотела расставаться с квартирой, да и сам Николай Иванович не хотел лишать девушку дорогого имущества. И в этом вопросе, который касался его жизненной необходимости, он проявил невероятную порядочность.
Господь не оставил его одного. Николай Иванович скончался на руках у своей сестры в ночь на Рождество, 7 января 1999 года. Ему было 87 лет. Театр остался равнодушен к его уходу, никакой реакции не последовало, а ведь он отдал ему лучшие годы своей жизни. На прощание с ним никто не пришел.
Похоронен в семейной могиле на Химкинском кладбище.
Заслуженный артист РСФСР. Окончил театральную студию при театре Моссовета (1935).
В 1935-1989 годах — актёр академического театра имени Моссовета.
Он один из самых снимающихся актёров 60-80-х годов. Всего же на счету прекрасного артиста, признанного мастера эпизода, 144 роли в кино. Сниматься Парфёнов прекратил, когда ему исполнилось 80 лет.
Жизни и творчеству актера посвящен документальный фильм "Его знали только в лицо. Николай Парфёнов" (2012).
И теперь, смотря фильмы с его участием, помяните добрым словом замечательного актера Николая Ивановича Парфенова. Актера с непростой судьбой, но неимоверным талантом!!!