Англия – не «царственный остров» из заезженной фразы Шекспира, но и не ад, изображаемый доктором Геббельсом. Гораздо больше она напоминает семью, довольно консервативную викторианскую семью, где выродков мало, но очень много разнообразных скелетов в чуланах. У нее есть богатые родственники, перед которыми надо лебезить, и бедные родственники, которых можно травить, и есть круговая порука молчания касательно источника семейных доходов. Это семья, где молодых придерживают, а распоряжаются, по большей части, безответственные дядья и прикованные к постели тетки. И все же это – семья.
Книга по большей части показалась мне скучной, однако она точно прочитана не зря. Часто слышу, что с Англии надо бы скопировать тот или иной элемент и вживить его в других странах, и в России в том числе – и тогда-то всё должно вмиг перемениться. Прочитав эту книгу, я уверена, что не хочу как в Англии…
Буквально с самого начала книги нас встречает до боли знакомая фраза «трава зеленее, воздух свежее, монеты тяжелее». Ну что ж, Оруэлл не одинок в таких суждениях и даже не оригинален. Даже как-то странно, что такой интеллектуал хочет в подобном кого-то убедить. По дороге мне встречалось очень много интересных заметок об англичанах как нации в целом, все они заслуживают внимания, но, будучи знакомой лишь по работе с англичанами и поверхностно вне её, мне не остаётся ничего другого, как просто поверить Оруэллу, как представителю этой нации.
Читая мысли автора о его стране и людях, становится понятно, почему они смотрят на мир совершенно другими глазами. Классовое сознание прочно засело у них в мозгах. Впервые эту мысль я встретила в книге Мануэль Саркисянц - Английские корни немецкого фашизма , но теперь, похоже, точно придётся поверить в это. Для нас демократия – это равенство прав одинаковое для всех, но, для англичан существует какое-то своё понятие, которое нам недоступно. И как добавляет Оруэлл, «Англия несправедливо организована, но внутри царит мир».
Много здесь заметок о фашизме. Наверное, стоит поблагодарить Оруэлла за смелость признать тот факт, что фашизм выгоден богатым людям Англии, гораздо страшнее для них был социализм или коммунизм. Писал Оруэлл в 40ые, но с Марксом в Англии, похоже, были проблемы. Что-то не так со свободой мысли. Если вы увлекаетесь марксизмом, то вряд ли в Англии вас допустят до хоть сколько-нибудь значимой работы. Думаю, у русского человека это тоже слабо вяжется с представлениями о демократиях.
Говорит Оруэлл и социализме, капитализме, и опять о фашизме. Есть здесь пару строк о Освальде Мосли. Похоже, он и его компания были опасны, но слишком слабы. Сам автор тревожится о том, что он и коммунисты сыграют в итоге на руку Гитлеру.
Рассуждая о том, почему в Англии ни фашизм, ни коммунизм невозможны, Оруэлл предлагает свои пункты политических действий, но, видимо, забывая о том, что богачи, о которых он говорил ранее, мягко сказать, будут не согласны. Так что можно поблагодарить идеалиста- Оруэлла и отложить его программу в самый далёкий ящик.
Ещё из полезного мне понравились советы Оруэлла для публицистов о том, как улучшить речь. Здесь с великим писателем не поспоришь – всё нужно, всё по делу.
Однако по итогу я разочаровалась. Когда прочитала хвальбы Артуру Кёстлеру, пришлось книгу закрыть. Хотя в каком-то смысле оценка Оруэлла объяснима. Они очень схожи с Кёстлером – фактически они сделали одно и то же, пользуясь своим литературным даром и возможностьюговорить на широкую публику.
Книгу, конечно, советую. Особенно советую её тем, кто склонен идеализировать Запад и слепо копировать модель поведения, чуждую себе с целью её навязывания другим. Англия – это не только усложнённый конструкциями английский язык и яичница с беконом к завтраку, это ещё и классовость общества, ограничение свободы слова и послушание, иногда без возможности пораздумать. Подкрепив некоторые свои представления и получив новые, выдыхаю с облегчением и прощаюсь с книгой.