- Все до единого знают имя Моцарта.
- Я его не знаю, так что теория - так себе.
Когда времени остаётся мало, надо его правильно спланировать. Отмести весь шлак, отобрать благородную породу и работать только с ней. Зачем ковыряться в мусоре, тратить на него остатки жизни? Особенно если времени осталось мало в прямом смысле - времени жизни. Правда, тут главное - не ошибиться. Ведь в кучу мусора могут попасть весьма ценные образчики.
А теперь посмотрим с другой стороны. Представьте, что вы дружите всю жизнь с человеком, без которого у вас не проходит ни дня. И вот однажды он вас "удаляет из друзей". Молча, без объяснений. Вы такой: "Как? За что? Почему?" А в ответ - полная тишина. Об этом и ещё о чём-то важном будет наш сегодняшний сюжет. Смотрим чёрную трагикомедию режиссёра Мартина Макдонаха "Банши Инишерина" (2022).
1923 год, остров Инишерин близ побережья Ирландии. Народу здесь не густо. На материковой Ирландии идёт гражданская война. Местные жители пасут мелкий скот, ловят крупную рыбу и пьют крепкие напитки в местном пабе: утром, днём и вечером.
Подрик Салливан (Колин Фаррелл) - простоватый добрый парень, не слишком умный по мнению соседей, которые и сами не семи пядей во лбу. У него есть начитанная незамужняя сестра Шивон (Керри Кондон), нежная маленькая ослица Дженни, юный приятель - местный дурачок Доминик (Барри Кеоган) и, главное, его лучший друг - пожилой скрипач Колм (Брендан Глисон). Подрик каждый день следует своим ежедневным маршрутом, заходя за другом Колмом по дороге в паб, чтобы там с ним посидеть, поболтать и выпить.
Но вдруг в один из дней Колм отказывается не только выпить, но даже разговаривать с ним. Вот так - не пойду и всё, потому что не хочу. Ухватив Колма за грудки, Подрик вынуждает его объясниться и узнаёт, что тот, оказывается, считает его скучным, тупым и недалёким, хоть и хорошим добрым человеком. Колм не хочет больше общаться с Подриком и заканчивает их дружбу в одностороннем порядке. Более того, он предупреждает его, что если тот продолжит к нему приставать и навязываться, то он сам отрежет себе палец.
И с этого момента разрыв друзей обрастает событиями, как снежный ком. И Колм, и Подрик не желают отступать. Первый старается вовсю игнорировать бывшего друга, который, в свою очередь, не сдаётся. Он намерен вернуть себе Колма. Наступают неожиданные, катастрофические последствия - отрезан первый палец. В каком смысле? В прямом, отрезан и брошен на порог дома Подрика.
И этот акт членовредительства не выглядит как хаос жизни, это - рок, судьба. Банши - ирландские феи, чьи завывания предрекают смерть - именно об этом и предупреждают жителей острова. Здесь эта мифологическая фея представлена в виде одной из жительниц острова - старухи, живущей удалённо, которую все боятся и обходят стороной. Эта местная "банши" ходит вся в чёрном и изрекает пророчества, как настоящая ведьма. В основном на тему кто когда умрёт. И ведь ни ошибается ни разу!
Если разобрать поступок Колма, то становится понятно, что это не просто каприз престарелого скрипача, который мечтает об аплодисментах. Это итог его серьёзных раздумий, в результате которых он понял, что впереди у него осталось не так уж много лет, и что пора перестать тратить время на пустяки и досужие разговоры с глуповатым другом-добряком. Он должен сосредоточиться на своей музыке и написать что-нибудь эдакое, как у Моцарта, например.
Так что это, какой-то протест Колма? Неужели это искусство, творчество? Нет, конечно, это близорукая гордыня, амбиция, которая оборачивается и против него в том числе. Пальцы ведь скрипачу необходимы, а Колм ими разбрасывается в прямом смысле, отрубая себе по штуке после каждого визита ни в чём не повинного Подрика. Впрочем, о сюжете дальше ни слова, смотрите сами. И слушайте. Ведь эта пустынная островная история строится, прежде всего, на диалогах, в которых экзистенциальные, бытовые и личные противоречия часто не отделить друг от друга.
Фаррелл и Глисон - дуэт уже сработавшийся, но в этом фильме они не так много времени проводят на экране вместе. Мы в оба глаза следим за чудаковатым Подриком, и Фаррелл здесь поднимает своё актёрское мастерство на какой-то новый уровень - совершенно восхитительный. Прямо плакать хочется, честно. Глисон хотя и стоит чуть в стороне от партнёра, но он здесь настолько глубок и основателен, что начинаешь вместе с ним шевелить пальцами (тем, что от них осталось) и перебирать губами, стоя рядом с ним на берегу и смотря в даль. Ух, какая же у него харизма! Как по мне, то это сама лучшая его роль.
И пусть на материковой Ирландии идёт гражданская война, а островитяне страдают от своей внутренней боли, которую не отрезать большими ножницами Колма, но всё равно - это замечательный фильм о добре и мире. Даже если никто из нас давно не испытывает на сей счёт никаких иллюзий. Мартин Макдонах просто нам напоминает: смотрите, люди, как было сто лет назад. Смотрите и не будьте идиотами. Цените то доброе и хорошее, что имеете. Он ни с кем не соглашается, никого не осуждает и ничего не опровергает. Свою работу Макдонах сделал хорошо.
Рекомендую к просмотру тем, кто не рассчитывает с этим фильмом отдохнуть и расслабиться - не получится.
А у меня на сегодня всё.
Читайте хорошее, смотрите лучшее и оставайтесь на О! СЮЖЕТ, здесь этого добра всегда вдоволь.
И помните: "Не бойтесь прощать, это помогает освободиться от обид и негатива."
Другие фильмы Мартина Макдонаха можно посмотреть и обсудить тут: