Когда о возможной будущей судьбе своей родины так, как в заголовке статьи, с ощутимой болью говорит общественный деятель, экс-замминистра обороны Армении Артак Закарян (2017 -2018 гг.), переживая ситуацию в республике, надо признать - он недалек от истины (Panorama.am).
Склонность к политической демагогии, невежество и нарциссизм нынешнего армянского руководителя, «любовные романы» с Западом, чтобы «перейти к очередному этапу служения западным интересам», подспудное вытеснение России из региона – «процессе, который уже начался» (А. Закарян) - еще ярче высвечивают то сложное положение, в котором ныне пребывает Армения. В России непременно стоит прислушаться к Закаряну, когда он говорит и о том, что все «это во многом результат ряда системных и тактических ошибок российской политики и дипломатии на Южном Кавказе». Причем, таких ошибок, корни которых тянутся из прошлого. Невозможно не согласиться с журналистом Максимом Шевченко, написавшим в своем Телеграм: «Культивируемая ложь о прошлом порождает трагические политические ошибки настоящего. Украина тому наглядный пример. Даже удивительно, как при наличии такого количества образованных армян в России и научных центров типа ИСАА или Института Востоковедения РАН, российские политики не дают себе труда изучить «восточный вопрос» без идеологических и догматических шор!».
Украина действительно тому наглядный пример. Особенно если вспомнить о беспомощной (если не сказать резче) позиции российского посольства в Киеве во главе с назначенным президентом Д. Медведевым послом М. Зурабовым (2009 -2016), в результате чего тот настолько эффективно развивал торгово-экономические связи с Украиной, что события там пошли по наихудшему для России сценарию.
Существуют обоснованные опасения, что и в Армении мы упускаем что-то главное в происходящих в этой республике процессах, которым, несомненно, придал новое качество и ускорение необъявленный визит в Ереван «тихого американца», директора ЦРУ Уильяма Бернса 15 июля 22 года.
Чем «заражена» или «заряжена» исторически в большинстве своем армянская элита - на InFocus достаточно подробно писали в разгар 44-дневной войны 20-го года /https://infocus.press/vi-i-ubili-s//, что, во многом, и предопределило ее исход. Все последующее свидетельствует лишь об одном: правящие сегодня силы в Армении, в рядах которых есть немало не только выучеников Сороса, клиентов различных западных фондов, но и приверженцев националистической идеологии Дашнакцютюн, оказались не способны выработать позитивную программу развития республики и объединиться вокруг нее. Так же, как сделать конструктивные выводы из пережитого республикой драматического поражения. Наоборот. С еще большим ожесточением там продолжилась бестолковая борьба политических амбиций при полном презрении к социально-экономическому состоянию республики и ее населения. Никакой единой платформы, с опорой на которую, умерив страсти, ради благополучия и развития родины могли бы солидаризоваться политики с разными взглядами, не было создано. Из года в год звучат взаимные обвинения, устраиваются протестные митинги и шествия, в ход идут интриги, провокации и судебные преследования оппонентов. И, что самое настораживающее, след воспаленного дашнакства, замешанного на русофобии, явственно проступает в заявлениях разноокрашенных политических активистов. Дело дошло до того, что спикер Национального собрания РА Симонян заявляет, что это Россия «отдала Карабах». И, хотя в Заявлении главы МИД России 10 сентября С. Лаврова говорится, что это полностью не соответствует действительности, мнение спикера продолжает тиражироваться.
Действия премьера Н. Пашиняна, на первый взгляд, вообще не вписываются ни в какие разумные рамки. Однако его суетливая непоследовательность в заявлениях и заверениях, метания между центрами сил, имеющих совершенно противоположные интересы в регионе, не кажутся спонтанными. В них заметна тенденция сбросить груз ответственности за республику на того, кто проявит наибольшую решительность в продвижении своих геополитических аппетитов на Южном Кавказе. Предположу, и это мое частное мнение, что в дни, когда исход 44-дневной войны был уже предопределен, Н. Пашинян готовился тайно покинуть пределы Армении. Лишь железная рука Москвы посадила его за стол переговоров с И. Алиевым.
В начале сентября по причине так и не урегулированных до приемлемых (хотя бы относительно) для обеих сторон пограничных проблем обстановка на армяно-азербайджанской границе, на линии разграничения в Нагорном Карабахе накаляется до предела, что чревато большой войной. Армения и Азербайджан уже обвинили друг друга в обстрелах позиций и стягивают военные силы к проблемным территориальным узлам, что побуждает Иран начать переброску войск, готовых к вмешательству. Обеспокоенность Ирана понятна. Новая война, говорит политолог Владимир Киреев, изменит «баланс сил в регионе, дав большое преимущество Турции и Азербайджану и снизив влияние Ирана. Эта война угрожает безопасности Ирана, так как Турция и Израиль очевидно будут как минимум дестабилизировать обстановку внутри этой страны, а как максимум — перенесут военные действия на её территорию» (Царьград).
Как ведет себя Н. Пашинян в условиях спровоцированного его же политикой обострения? Он не звонит президенту РФ в связи с ухудшением обстановки в регионе, отделываясь фразой, что В. Путин и так обо всем осведомлен. Зато в тот же день, 11 сентября, Пашинян проводит телефонные переговоры с лидерами Франции, Германии, Турции, Ирана, а также звонит Госсекретарю США Э. Блинкену и главе правительства Грузии И. Гарибашвили.
Днем раньше, 10 сентября, Армения начинает совместные учения Eagle Partner с миротворцами США, рассчитанные на неделю. В учениях принимают участие 85 американских и 175 армянских военнослужащих. При этом командование армии США в Европе и Африке ранее сообщало, что учения позволят обеим странам «выстроить отношения на тактическом уровне» и повысить «оперативную совместимость» подразделений для миротворческих операций». Стоит опять же напомнить, что в Армении с самых верхов неоднократно звучали призывы к выводу российских миротворцев из Карабаха. Намекают и на ликвидацию нашей военной базы в Гюмри.
В ТГ –канале Рыбарь (@rybar) отмечено любопытное совпадение. В мае этого года с началом пресс-конференции Н. Пашиняна, где, в общем-то, был объявлен «вашингтонский» план карабахского урегулирования: «Армения готова признать Нагорный Карабах частью Азербайджана при условии обеспечения безопасности армянского населения». И где армянский лидер также сообщил, что Армения может выйти из ОДКБ, если посчитает ее «недееспособной организацией», в посольстве США в Ереване объявили о прибытии двух высокопоставленных представителей минобороны США.
(@rybar) выложил в сеть фото этих любопытных «специальных персон», на котором «слева - генерал-майор Кит Филлипс, который с декабря 2022 года занимает должность директора по оперативным вопросам разведывательного управления министерства обороны (РУМО) США». А справа «некий мистер Патрик Прайор, информации о котором практически нет. Однако в статье «Ассоциации армии США» (AUSA) от 2015 года упоминается человек с такими же именем и фамилией в должности старшего эксперта по борьбе с терроризмом РУМО».
Вряд ли могут быть разные толкования факта появления в Армении военной разведки Пентагона, в задачи которой входят сбор агентурными и техническими средствами, анализ и предоставление руководству США секретной информации военно-политического характера. Действительно, «о каком таком сотрудничестве собираются говорить два профессиональных разведчика с армянским правительством? Учитывая заявление Пашиняна, которое направлено на сдачу Арцаха и выдавливание России из Закавказья, довольно интересно, к чему приведет этот визит».
Подобные связи невозможно признать случайными. В июне с.г. якобы для обеспечения безопасности Армении в Ереване побывала делегация Национальной гвардии штата Канзас во главе с бригадным генералом Майклом Венерди. Заметим, «поводом» к приезду стало 20-летие (!) взаимодействия между Арменией и Канзасом. К этой делегации присоединилась губернатор Канзаса Лора Келли. Вместе с генералом Венерди они провели встречу с премьер-министром Армении Николом Пашиняном, а также министрами обороны и внутренних дел.
Визиты высокопоставленных представителей из США, в том числе из формирований основного резерва американской армии, весьма красноречивы в контексте активно развивающихся тенденций в Армении — администрация Пашиняна, прикрываясь риторикой о «союзничестве с Россией», действует в фарватере политики Вашингтона. Армянских военнослужащих включают в число участников учения НАТО Defender — 2023, а военная разведка Пентагона «на месте» прикидывает возможности надзора над Южным Кавказом с прицелом на Иран и далее…
«Когда я слышу, что Пашинян на связи с Москвой, эти хитрости надо отодвинуть в сторону и посмотреть на реалии с точки зрения России. По поводу учений. Что такое 101-я воздушно-десантная дивизия США? Это, как и 82-я, дивизия стратегического оперативного реагирования на кризисные ситуации, когда надо входить в ту или иную страну. Это похоже на рекогносцировку вблизи границ России» - указывает Семен Багдасаров, директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии в эфире СоловьевLIVE.
Слышат ли его и других отстаивающих интересы России экспертов в наших специальных государственных структурах? Или там благодушно надеются, что все само собой как-нибудь утрясется?
Между тем, 3 сентября премьер-министр Армении в интервью итальянской La Repubblica заявил, что российские миротворцы не контролируют Лачинский коридор, несмотря на обещания. Кроме того, Москва уже давно отдаляется от Южного Кавказа, назвав курс «на стратегический союз с Москвой и зависимость Армении от РФ в сфере безопасности ошибкой».
Еще один весьма показательный шаг на разрыв с Москвой: Н. Пашинян отзывает постоянного посла при Организации Договора о коллективной безопасности. Правда, официальный представитель Кремля Д. Песков комментирует это решение в своей привычной «мягкой манере», мол, «официальных сигналов о выходе Армении из ОДКБ Кремль пока не получал». А по поводу совместных учений обещает, «что Москва и Ереван проанализируют решение о проведении учений с США, а не с Организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ», отмечая «необходимость разобраться, почему армянская сторона решила провести тренировки с Вашингтоном».
И пока политики в Москве анализируют, наблюдают, разбираются, госпожа президентша, Анна Акопян-Пашинян, отправляется в Киев, где встречается с президентом Владимиром Зеленским, и впервые с начала российско-украинского конфликта передает гуманитарную помощь. Канада открывает свое посольство в Ереване и посылает своих наблюдателей из Королевской конной полиции для осуществления мониторинга границы Армении в составе EUMA (миссия ЕС) (Eurasianet.org).
Если кому-то покажется смешным присутствие на кавказской «пороховой бочке» этих красочных военных на лихих конях, поспешим снизить уровень возможного веселья. У Канады давний интерес к Еревану, обусловленный как внутренней, так и внешней политикой Оттавы и продолжающейся дипломатической борьбой против Турции. Вскоре после проведения саммита НАТО в Литве, в июле этого года, Канада объявила о своем участии в миссии Европейского Союза в Армении. В этой стране есть большая армянская диаспора и влиятельный Армянский национальный комитет, встретившись с членами которого Мелани Жоли, глава канадского МИДа, заявила недавно, что Канада будет активно вовлекаться в решение проблем, связанных с карабахскими армянами. Планы Канады укрепить свое влияние на Южном Кавказе, войдя в регион через Армению, соответствуют общей политике Запада, направленной против России.
Ну, а если вернуться к «конным полицейским» - никого не должно обманывать слово «конная» и стильные красные парадные мундиры. Это пиар и дань традиции. «Конные полицейские» занимаются расследованием федеральных преступлений и контрразведкой, борются с терроризмом и т.д. вплоть до участия в операциях ИНТЕРПОЛА и международных миротворческих миссиях ООН. КККП – современная, отлично подготовленная и технически оснащенная спецслужба, верный союзник американского Центрального разведывательного управления и входит в сеть по обмену разведданными «Пять глаз», участниками которой являются, кроме США, Великобритания, Новая Зеландия и Австралия.
Очевидно, ситуация в Армении и – шире – на Южном Кавказе представляет для нас на сегодняшний день сложное уравнение со многими неизвестными. Как оно сложилось – другой вопрос, уводящий в конец 80-х – начало 90-х годов. Но решать его России придется сегодня. А патриотично настроенным и здравомыслящим армянам, не зацикленным на исторической мифологии, стоит прислушаться к совету уже цитированного здесь Артака Закаряна: «Для физического и институционального существования армянского народа и государственности, единственное, на что сегодня можно опираться – это ось Москва-Тегеран… Поэтому нам надо как можно скорее собираться в кулак – как общество, как народ, как нация, распроститься с предательской пашиняновской властью, посмотреть правде в глаза, увидеть реалии такими, какими они есть. И начать действовать…».
Шансы еще есть.
Людмила Лаврова