Что на самом деле видят и чувствуют люди, когда смотрят тот или иной фильм? Как можно измерить такие, казалось бы, неизмеримые категории?
Ответы на эти вопросы может дать психосемантика — область психологии, которая исследует строение, формирование и функционирование системы значений отдельного человека или общности.
Изучением этих методов на протяжении 50 лет занимается доктор психологических наук и член-корреспондент РАН Виктор Петренко. Как проводятся такие исследования и зачем они нужны? Разбираемся в этом нашей новой статье.
ЧТО ТАКОЕ ПСИХОСЕМАНТИКА?
Психосемантика — это область психологии, которая исследует строение, формирование и функционирование системы значений индивидуального или коллективного субъекта. Иными словами, она дает возможность понять и оценить мнение людей в отношении произведений искусства, политических деятелей, других стран, гендерных стереотипов, рекламного медиаконтента.
Методы психосемантики позволяют с легкостью и ювелирной точностью выявить факторы эффективности, причины лояльности, образы и смыслы.
Центральной моделью психосемантики является «Субъективное семантическое пространство». Это инструмент исследования, с помощью которого можно выявить семантические связи между объектами и анализировать их структуру, представив все это в виде математического поля. На этом поле координатные оси будут соответствовать основаниям для отнесения того или иного образа или объекта к определенной категории.
Процедура построения семантического пространства включает в себя три ключевых этапа:
- На первом этапе анализируются содержательные связи объектов с помощью таких методов как ассоциативный эксперимент, субъективное шкалирование. В результате появляется матрица сходства, которая содержит внутреннюю структуру семантического пространства.
- На втором этапе исследования матрицу сходства обрабатывают математически. Это необходимо, чтобы выявить факторы или кластеры, лежащие в ее основе. Для этого, как правило, используются разновидности факторного анализа, многомерное шкалирование, кластерный анализ.
- На третьем этапе с помощью поиска смысловых инвариантов, которые объединяют объекты, сгруппированные в фактор или кластер, интерпретируются выделенные структуры. Для формулировки гипотезы о содержании факторов привлекаются компетентные эксперты, вводятся эталонные объекты.
ПСИХОСЕМАНТИКА В КИНОИСКУССТВЕ: ПРИМЕР ОДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Использование психосемантики в киноискусстве играет особенно важную роль. Каждый зритель, погрузившись в происходящие на экране события, отождествляет себя с тем или иным героем, и различные сцены вызывают у каждого разные эмоции. Синемалогия указывает на базовые коды, которые раскрывают свободную стратегию и фантазию для увеличения основополагающих гуманистических ценностей. Среди них: ценность личности, ответственность, сотрудничество, эволюция, свобода и духовность.
Мы обратимся к исследованию фильма «Сибирский цирюльник» доктором психологических наук, членом-корреспондентом РАН Виктором Петренко. Он посвятил исследованию и использованию методов психосемантики более 50 лет своей жизни.
Процедура эксперимента
В ходе эксперимента были задействованы 100 юношей и девушек из разных вузов Москвы. После коллективного просмотра фильма их попросили сформулировать биполярные конструкты, по которым противопоставляются персонажи фильма. В результате респонденты сформулировали 1038 конструктов, в среднем приблизительно по 10 конструктов на человека.
Объектами анализа стали персонажи фильма: Толстой, Джейн 1 (по приезде в Россию), Джейн 2 (после того, как полюбила Толстого), Радлов, Мокин, Мать Толстого, МакКрекен, Дуняша, Александр III, Великий князь, Полиевский, Террорист, Сержант, Эндрю.
Исходя из того, что действие фильма разворачивается на границе двух менталитетов (русского и американского), помимо сопоставления основных персонажей фильма, также были введены две виртуальные ролевые позиции: «русский» и «американец».
В результате факторного анализа, было выделено и проинтерпретировано шесть факторов:
• Фактор 1 — «Пассивная покорность ↔ Внутренняя независимость и способность к действию и борьбе»
• Фактор 2 — «Внутреннее достоинство ↔ Беспринципность»
• Фактор 3 — «Неуравновешенная импульсивность ↔ Здравый смысл»
• Фактор 4 — «Горделивое превосходство ↔ Просительная зависимость»
• Фактор 5 — «Открытость разнообразию ↔ Внутренняя ограниченность»
• Фактор 6 — «Преданность идее ↔ Погруженность в бытовую жизнь»
На основании полученных факторов было построено семантическое пространство персонажей. Вот как оно выглядит:
Какие выводы из этого можно сделать?
Наиболее полярными по третьему фактору оказались Толстой с большим отрывом от прочих персонажей, и с меньшими нагрузками — Мать Толстого, Террорист, Великий князь — как неумеющие держать себя в руках и погруженные в иллюзорный мир, в оппозиции к уравновешенной практичности и здравому смыслу, которые представлены, в первую очередь, Мокиным, Дуняшей, Джейн 1, Джейн 2, Эндрю.
В то время как наиболее полярные позиции по 4 фактору занимают Дуняша, Мать Толстого, МакКрекен, Террорист, как имеющие низкий социальный статус, в оппозиции к Александру III, Радлову, Полиевскому, Великому князю — как власть предержащие и чувствующие свое превосходство над другими.
Таким образом, за каждым поступком и динамикой поведения персонажей — художественный смысл произведения, который и разворачивается с помощью актеров на экране. Определение основных линий оппозиции героев позволило исследователям сформулировать систему конструктов фильма. Для более точного представления о том, как зритель воспринимает личность того или иного персонажа, были использованы «атрибуции мотивов» в качестве дополнительной психосемантической методики.
ГОЛУБОЙ ОКЕАН ВОЗМОЖНОСТЕЙ: ПСИХОСЕМАНТИКА В КИНО
Методы психосемантического анализа широко применяются в исследованиях кино. За последние несколько лет были проведены множество, например, таких исследований:
- исследование кино как выражения национального сознания и части национальной культуры
- определение субъективной притягательности положительных и отрицательных персонажей
- интерпретация поведения персонажей в конфликте
- исследования медианасилия, связи восприятия насилия с личностными особенностями зрителей
- изучение эго–идентичности зрителей
- оценка воздействия (импакта) кинематографа
Тонкий и удивительно точный инструмент психосемантики позволяет описать зрительский опыт на уровне, недоступном для любых видов опросных методов, включая глубинные интервью.
С полным текстом статьи вы можете ознакомиться на сайте журнала «Позитивные изменения».