13 сентября любители кино во всем мире отметили мрачную, но знаменательную дату в истории кинематографа – годовщину смерти Жан-Люка Годара, одного из самых влиятельных режиссеров XX века.
Биография и значение в кинематографе
Жан-Люк Годар родился 3 декабря 1930 в Париже. Своими новаторскими работами, бросившими вызов традиционному повествованию и эстетике, он произвел революцию в кинематографе. Его вклад в развитие французского кинематографа «новой волны» 1950-1960-х годов считается одним из самых новаторских и заставляющих задуматься в истории кино.
Такие фильмы Годара, как «На последнем дыхании» (À bout de souffle), «Презрение» (Le Mépris) и «Безумный Пьеро», раздвинули границы повествовательной структуры, визуального стиля и развития персонажей. Он ввел в свои фильмы прыгающие кадры, нетрадиционные приемы монтажа, сырую документалистику, породив новый кинематографический язык, вдохновивший множество режиссеров по всему миру.
Помимо технических новшеств, фильмы Годара были глубоко философскими: в них часто затрагивались темы любви, отчуждения, политики и природы самого кино. Он не боялся использовать свои работы в качестве платформы для политических и социальных комментариев, создавая фильмы, бросавшие вызов статус-кво и ставившие под сомнение господствующие идеологии своего времени.
Личность позади камеры
Кинематографическая гениальность Годара часто сопровождалась личными причудами, что делало его привлекательным как для коллег, так и для поклонников. Его знаменитый роман с Анной Кариной, яркой датской актрисой, привнес в его бурную личную жизнь нотку романтики. Вместе они создали несколько самых запоминающихся фильмов той эпохи, их творческое сотрудничество отражало страсть и интенсивность, которые определяли творчество Годара. Несмотря на окончательное расставание, их связь осталась неизгладимой частью как их жизни, так и истории кино.
Известный «иконоборец», Годар имел репутацию человека, который иногда вел себя раздражительно, особенно в интервью. За загадочным фасадом скрывался человек, глубоко преданный своему ремеслу. Друзья и коллеги часто говорили о его неутомимой трудовой этике и энциклопедических знаниях в области кино. Известно, что он часами просиживал в монтажных, тщательно прорабатывая каждый кадр своих фильмов, и его преданность кинематографу была просто необыкновенной. Такой подход к делу, хотя и вызывавший порой полярные настроения, сделал его фигурой увлекательной и интригующей, а также привлек к нему внимание тех, кто восхищался его непоколебимой приверженностью своим принципам.
Влияние Годара на кинематограф вышло далеко за пределы экрана. Он был плодовитым кинокритиком и теоретиком, внесшим свой вклад в интеллектуальный дискурс о кино. Его работы, в том числе эссе и рецензии, продолжают изучаться и почитаться киноведами и энтузиастами.
Отношение к смерти
«Когда вы умрете, как можно позже...» – Жан-Люк Годар с сигарой в руке прервал вопрос журналиста: «Не обязательно как можно позже». Этот диалог произошел в 2014 году в кулуарах Каннского кинофестиваля. Режиссер фильма «Прощай, речь», участвовавшего в конкурсе, был гостем передачи «Пардон-муа» на швейцарском радио и телевидении. Журналист настойчиво спрашивал: «Вы случаем не торопитесь [умереть]?». Годар скорчил гримасу и ответил: «Я не стремлюсь продолжать жить любой ценой. Если я слишком болен, у меня нет желания, чтобы меня катали на каталке... Отнюдь». Мог ли он рассматривать возможность ассистированного самоубийства в Швейцарии, где он жил с 1970-х годов? «Да», – признался он и добавил, что «пока» выбор такой формы смерти «еще очень труден».
Хотя, по словам близких, он не был болен, режиссер на протяжении всей своей карьеры философски осмысливал проблему самоубийства. «Годар очарован самоубийством», – писал кинокритик Жан-Люк Дуэн в книге «Жан-Люк Годар. Словарь страстей». В молодости кинематографист «носил в бумажнике лезвие бритвы», – вспоминает журналист. «Однажды Эрик Ромер нашел его в своей студии, купающегося в собственной крови, после внезапно закончившегося романа. Однажды вечером, во время съемок фильма «Женщина есть женщина», он так яростно спорил с Анной Кариной, что порезал себе вены».
В 2004 году в интервью газете Libération режиссер признался, что после 1968 года пытался покончить с собой «несколько шарлатанским способом». По его словам, он сделал это «для того, чтобы привлечь к себе внимание». В фильме «Наша музыка» (2004) он заставил актрису прочитать фразу из «Мифа о Сизифе» Альбера Камю: «Есть только одна по-настоящему серьезная философская проблема: самоубийство». Тема самоубийства часто звучит в его фильмах. В 1987 году в фильме «Держи себя в руках» Мишель Галабрю взял в руки книгу о самоубийстве, запрещенную к продаже во Франции через несколько лет после ее выхода в 1982 году.
«Она [книга] все еще у вас?» – спросил журналист Патрик Коэн во время продолжительного интервью на телеканале France Inter в 2014 году. «Да, да», – ответил тогда Годар. «Я давно ее не перелистывал...». В том же интервью режиссер заявил, что не думает о смерти, а скорее «о страданиях», сказав: «об остальном – нет».
Прощайте, мэтр!
Франко-швейцарский режиссер, скончавшийся на 91-м году жизни, в конце концов остался верен своим убеждениям. Его жена, Анн-Мари Миевиль, и продюсеры подтвердили его смерть, сообщив, что он «мирно скончался в своем доме в окружении близких» в Ролле, на берегу Женевского озера. «Он не был болен, он был просто измотан», – сказал газете Libération друг семьи. «И он решил покончить с этим. Это было его решение, и ему было важно, чтобы о нем узнали». Другой близкий друг режиссера подтвердил эту информацию.
Смерть Годара 13 сентября 2022 г. ознаменовала конец целой эпохи в кинематографе. Однако его наследие продолжает жить благодаря новаторским фильмам, влиянию на современных режиссеров и даже на само искусство повествования. В годовщину его смерти синефилы по всему миру вспоминают и чествуют жизнь и творчество настоящего пионера кинематографа Жан-Люка Годара.