Российское законодательство строго карает нарушителей валютного закона. Зачислить на зарубежный счет иностранную валюту в случаях, запрещенных законодательством, рассчитаться наличными денежными средствами с иностранцами – вот не полный список незаконных валютных операций. Штраф для граждан, юридических лиц составляет от 20 до 40% от суммы незаконной валютной операции.
Срок давности по ответственности - 2 года с даты нарушения. Проверяет и налагает штрафы налоговая инспекция. Есть ли возможность смягчить наказание?
Первое: если нарушение валютного закона связано с санкциями и ограничительными мерами недружественных стран.
Банки стран ЕС сейчас не проводят вообще никаких платежей в Россию, и у граждан, и у юридических лиц иначе, как зачислить денежные средства на свой зарубежный счет, иного пути их получения нет. Поэтому законодатель с 24 июля 2022 года запретил налоговому органу исполнение постановлений о наложении наказаний за незаконные валютные операции, совершенные с 23 февраля 2022 года, а также поручил прекратить находящиеся в производстве дела.
Второе: если нарушение совершено впервые, то штраф может быть заменен на предупреждение.
Предупреждение заменяет штраф, если нарушение не причиняет вреда или не представляет угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Обычно суды выносят решения в пользу нарушителя и заменяют штраф на предупреждение, если нарушение было малозначительным*.
Третье: если было совершено не одно, а несколько незаконных валютных операций, наказание будет применено как за одно нарушение.
Дело в том, что наказание за несколько административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей, назначается как за совершение одного административного нарушения.
*Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 августа 2022 г. по делу № А70-2293/2021