О пикантных парадоксах Средневековой Европы в школьных учебниках не напишут. Например, про расцвет древнего женского промысла, который пришёлся на XIV-XV век.
Представления того периода о женщинах были ограниченными – она либо принадлежит к какой-то страте, либо довольствовалась общественным презрением и одиночеством. И, как бы это не звучало дико, но распутство за деньги не считалось самым плохим выходом из ситуации.
Средневековье и слабый пол
Социальный статус в средние века перекликался с сексуальным. По такому принципу женский пол негласно делили на целомудренных, замужних, вдов и проституток. Девственницам, женщинам, потерявшим супруга или не вступившим в законный брак путь к плотским утехам был отрезан.
Большим спросом пользовались невинные девушки. Уже тогда можно было "восстановить целомудрие" хирургическим путём. Такие услуги предлагали "специалисты" вроде Тротулы де Руджеро.
Измена в статусе законного брака каралась и лишала "нашкодившую" даму любых жизненных благ.
Для женщин, которым была дороже сексуальная свобода, был лишь один путь – пойти в путаны. На этом поприще встречались как авантюристки, так и построившие успешную карьеру жрицы. Более прозорливые выбирали путь хозяек борделей и получали влияние в обществе.
Средние века и падшие женщины
Однозначного отношения к таким представительницам слабого пола в обществе не было. Для большинства такие дамы были грешницами на всевозможных уровнях морали, но иногда даже "жриц любви" поддерживали и одобряли выбранный ими путь.
Достаточно вспомнить мнение духовного авторитета Средневековья Фому Аквинского, который называл подобное зло необходимость. На "ночных бабочек" была возложена особая миссия – спасти замужних от разврата, а мужчин – от попыток поиска новых ощущений с содомитами.
В рандеву за деньги видели только рынок, а подобные услуги ставились на один уровень с работой уборщиц, прачек или швей.
Неудивительно, что средневековый город не был беден на бордели. Проституция относилась к ремеслу, для которого отводились определённые улицы и была защита государства.
Даже существовал дресс-код. Так, во Франкфурте-на-Майне "жрицы любви" делали жёлтую окантовку на одежде, венские девушки повязывали платочек того же цвета на плечо. Аугсбургские "бабочки" отличали себя зеленой вуалью, а в Бёрне и Цюрихе путаны носили красные шапочки.
Мужчины тоже оказывали интим-услуги, но содомиты жёстко пресекались обществом. Хотя ищущие всегда могли найти юношу лёгкого поведения при борделях. Но заплатить за такую "экзотику" предстояло очень много.
Проституция никогда не ставилась в пример, наоборот, считалась дорогой в никуда. Обычно эти люди уже не могли начать нормальную жизнь. Но один шанс на миллион историй всё же был.
Как замаливали плотские грехи в Средние века?
Выходом могло стать замужество. Другой вопрос, какой здравомыслящий мужчина подпишется на такой брак, когда общество так косо смотрит на "рогоносцев"?
Папа римский Иннокентий III вызвался немного исправить ситуацию и помочь раскаявшимся путанам. Узы с такой женщиной приравнивались к жесту милосердия. Смельчак, решившийся на подобный выбор, получал долговременное отпущение грехов.
Другим "жрицам любви" находили альтернативное "покаяние" – их отправляли на фронт, чтобы скрашивать непростые реалии офицеров и солдат.
В последствии такая практика не прижилась, потому что слишком отвлекала мужчин от ведения боёв. Её долго не могли искоренить, пока в 1158 году по императорскому указу Фридриха Барбаросса не начали отлавливать девиц и "убирать" им носы. А при Карле Смелом грешницы участвовали в строительстве защитных укреплений и для другой помощи в тылу.
В начале XII века апостол Роберт фон Арбрисеел позволил обращать грешниц в монахини. И постепенно в европейских городах стали появляться дома святой Магдалины, где девушки вели целомудренную жизнь. Возврата к мирской уже не предполагалось никогда.
Перевернула это умиротворение эпоха Ренессанса, когда церковь утратила свою господствующую роль.