Найти в Дзене

Анискин и Фантомас. Почему запретили популярную комедию?

В 1973 году в СССР вышла очень странная комедия, где банда подростков грабит инкассаторов, насмотревшись веселых французских фильмов с Луи Де Фюнесом. Однако "Анискин против Фантомаса" мгновенно стал хитом проката в нашей стране, хотя сюжет фильма вообще ни разу не смешной. Причем дети не грабили, а совершили разбойное нападение, то есть на лицо более тяжкое преступление согласно УК РСФСР. Откровенно жесткий сюжет больше походил на "клевету на советскую действительность", нежели на привычный детектив и уж тем более на кинокомедию. Такая чернуха не прошла бы цензуру ещё на уровне сценария. Однако даже цензура бессильна, если на сьемку подобной жести есть государственный заказ. А заказ был напрямую от самого Щелокова - министра МВД СССР. Щелоков, как известно, очень много ресурсов вкладывал в "пиар" своего ведомства. Под его кураторством уже был снят сериал Знатоки, создавались массово документальные фильмы, писались книги, ставились спектакли, праздновали "День милиции" и так далее

В 1973 году в СССР вышла очень странная комедия, где банда подростков грабит инкассаторов, насмотревшись веселых французских фильмов с Луи Де Фюнесом. Однако "Анискин против Фантомаса" мгновенно стал хитом проката в нашей стране, хотя сюжет фильма вообще ни разу не смешной.

Причем дети не грабили, а совершили разбойное нападение, то есть на лицо более тяжкое преступление согласно УК РСФСР. Откровенно жесткий сюжет больше походил на "клевету на советскую действительность", нежели на привычный детектив и уж тем более на кинокомедию. Такая чернуха не прошла бы цензуру ещё на уровне сценария. Однако даже цензура бессильна, если на сьемку подобной жести есть государственный заказ.

А заказ был напрямую от самого Щелокова - министра МВД СССР. Щелоков, как известно, очень много ресурсов вкладывал в "пиар" своего ведомства. Под его кураторством уже был снят сериал Знатоки, создавались массово документальные фильмы, писались книги, ставились спектакли, праздновали "День милиции" и так далее.

Что же побудило МВД снимать Фантомаса?

После того, как в конце 60-х годов у нас стали массово крутить трилогию о Фантомасе, сведения об этом персонаже стали довольно часто попадать в оперативные сводки милиции. В основном по статье хулиганство, но попадались и более тяжкие преступления, типа краж и грабежа.

Подростки, насмотревшись фильмов о красивой жизни злодея, которого невозможно поймать, шли хулиганить, громить ларьки и киоски, где оставляли различные подписи типа этой:

Не подумайте на нас - это сделал Фантомас!

Конечно, фактический процент молодежи, который шел на преступление именно после просмотра фильма, был мизерный. Однако медийный эффект от таких надписей был на порядок выше реального ущерба - вокруг фильма рос нездоровый ажиотаж. Это резало глаза начальству, которое требовало "быстрых решений" проблемы. Собирались бесчисленные планерки, формировались профилактические мероприятия, где основным лейтмотивом было слово "запретить". Ну потому, что запретить во все времена было легче всего.

-2

Собственно, почему Фантомас "выстрелил" именно таким способом?

Дело в том, что в неискушенной детской душе советского подростка не было понимания, что Фантомас - это пародия! Западный зритель был в контексте вселенной Фантомаса, он уже до этого видел о нем кучу фильмов, читал книги и комиксы. Советские же люди воспринимали этого суперзлодея в маске за чистую монету. Чего уж говорить о детях, у которых фильтры сознания и так слабые.

Как пример, можно вспомнить знаменитую троицу "Балбес, Трус, Бывалый". советский зритель не воспринимал их как реальных преступников, так как был в контексте предыдущих фильмов с их участием. Многие же иностранцы совершенно не понимали, почему все смеются над злодеями, которые похищают человека и продают его в рабство.

Поэтому, если по персонажу Луи де Фюнеса было понятно, что это пародия на глупого жандарма, то персонажи Фантомаса и его реального противника, журналиста Фандора, вполне себе серьезные, если опять же не знать всей предистории.

Проще говоря, нам показали в чистом виде постмодернистический фильм (пародия на пародию), к адекватному восприятию которого мы оказались не готовы.

Маска-балахон банды братьев Толстопятовых (Фантомасы)
Маска-балахон банды братьев Толстопятовых (Фантомасы)

В итоге скандал дошел до самого министра МВД и даже председателя КГБ СССР. В 1970 комедию на три года запретили к показу. Параллельно была дана команда писать сценарий и снимать "смотрибельный" фильм о профилактике подростковой преступности. За основу решили взять историю об участковом Анискине. Сложность была еще в том, что тогда было принято списывать криминальные проявления на "пережитки прошлого", но подростки 70-х уже ни в какие пережитки не вписывались. Поэтому придумали линию отца-пьяницы "с непростым прошлым".

По факту нам показывают подростковую банду, которая давно живет "по понятиям" и уже почти подмяла под себя школу. Даже после разоблачения маленькие криминальные авторитеты держат марку и играют в "несознанку" - слово пацана и вот это всё. Бандой руководит взрослый человек, который собирает весь гешефт. Проще говоря, везде торчат уши нашей родной блатной субкультуры, на которую Фантомас наложился совершенно случайно!

Так что запрещать Фантомаса или какой другой сериал бессмысленно. Социальные болезни лечатся по другому.