Найти в Дзене
Valore e Lavoro

Перевод статьи о денежных еденицах в Италии XII - XIII. Часть 3.

Здравствуйте!
Продолжаю переводить статью о деньгах и денежной системе в средневековой Италии.
Ссылка на первую часть перевода статьи: Ссылка на вторую часть статьи:
В Румынии (греческий Восток) венецианцы продолжали использовать золотой гиперперон Византии. Как мы уже показали ранее, византийская денежная система с 1082 года основывалась на золотой монете гиперпероне с индексом 20,5 каратов. Эта денежная единица оставалась денежной мерой в Румынии до Четвертого крестового похода, несмотря на некоторую девальвацию в конце XII века. Когда крестоносцы захватили город Константинополь в мае 1204 года, они захватили местный византийский монетный двор. С этого момента в течение 57 лет в Константинополе не жил ни один греческий император. Из более поздних греческих правителей только императоры Giovanni III (1222–1254), Teodoro II (1254–1258) и Michele VIII (1259–1261) выпускали золотые гиперперы, которые, однако, были девальвированы по стандарту XII века. Латинский монетный двор в Констант

Здравствуйте!

Амброджо Лоренцетти. Аллегория доброго правления. 1338-1340. livejournal.com
Амброджо Лоренцетти. Аллегория доброго правления. 1338-1340. livejournal.com

Продолжаю переводить статью о деньгах и денежной системе в средневековой Италии.

Ссылка на первую часть перевода статьи:

Деньги в средневековой Италии. Часть 1.
Valore e Lavoro6 сентября 2023

Ссылка на вторую часть статьи:

Перевод статьи о деньгах в Италии XII века. Часть 2
Valore e Lavoro7 сентября 2023


В Румынии (греческий Восток) венецианцы продолжали использовать золотой гиперперон Византии. Как мы уже показали ранее, византийская денежная система с 1082 года основывалась на золотой монете гиперпероне с индексом 20,5 каратов. Эта денежная единица оставалась денежной мерой в Румынии до Четвертого крестового похода, несмотря на некоторую девальвацию в конце XII века. Когда крестоносцы захватили город Константинополь в мае 1204 года, они захватили местный византийский монетный двор. С этого момента в течение 57 лет в Константинополе не жил ни один греческий император. Из более поздних греческих правителей только императоры Giovanni III (1222–1254), Teodoro II (1254–1258) и Michele VIII (1259–1261) выпускали золотые гиперперы, которые, однако, были девальвированы по стандарту XII века. Латинский монетный двор в Константинополе продолжал чеканить основные монеты из медно-серебряных сплавов и медные монеты, необходимые на местных рынках, примерно до 1230 года. Латиняне Константинополя также выпустили ограниченное количество золотых гиперперов, которые были точной копией обесцененного гиперперона Giovanni III Никейского. Эта монета поддерживала рынок Румынии, и Пеголотти свидетельствует, что эти латинские гиперперы продолжали обращаться в Константинополе до конца XII века.

После 1204 года румынские венецианцы продолжали рассчитывать, ссылаясь на счетный гиперперон ценностью в 24 карата. До 1220 года эти счетные деньги приравнивались к старому доброму золотому гиперперону денежной реформы Алексия. Так было принято в Леванте более века. Нотариальное выражение правильного или хорошего веса, относящееся к гиперперону, подразумевает такую ​​интерпретацию. После 1220 года венецианцы отказались от этих определений, которые использовали более простые термины «гиперперон» и «золотой гиперперон». Это изменение в венецианской терминологии появилось, когда никейские императоры впервые выпустили более легкий гиперперон, а латинский монетный двор в Константинополе выпустил свои собственные имитации никейского гиперперона. Начиная с 1207 года, в венецианских нотариальных документах также появились региональные вариации гиперперона, что предполагает вариации стандартного гиперперона. Упоминания о гиперперах Durazzo, Creta и Costantinopoli встречаются в венецианских документах.

В венецианском муниципалитете Румынии как частные, так и официальные платежи производились гиперперонами. Например, венецианский герцог Кандия (Крит), его офицеры и венецианские рыцари, проживающие на Крите, собирали прибыль для Венеции в гиперперах. В Константинополе венецианские граждане, представители венецианской церкви и даже венецианского подеста получали платежи (скорее всего имеется ввиду что то вроде заработной платы) и рассчитывались в гиперперах. Аналогичным образом, когда венецианец должен был произвести платеж в Румынии, он указывал тип гиперперона, находящегося в обращении в месте платежа.

таблица номинала (стоимости) одного гиперперона к другим монетам в разных городах, в разные годы.  treccani.it
таблица номинала (стоимости) одного гиперперона к другим монетам в разных городах, в разные годы. treccani.it

В XIII веке произошло снижение соотношения стоимости Гиперперона и Венецианским динарием, что привело к снижению покупательской способности гиперперона. Это можно объяснить как девальвацией стандарта гиперперона греческими императорами Никеи и Палеологами, восстановленными на престоле после 1261 г., так и разделением на разные стандарты гиперперона в Восточном Средиземноморье. После 1255 года гиперперон был расчетной монетой на серебряной основе на Крите, Славонии, Морее и Крыму. Венецианские источники, относящиеся к 1255 и 1268 годам, демонстрируют ценность венецианских счетных монет по отношению к иностранным монетам. Гиперперон продолжал оставаться общей валютой на всем грекоязычном Востоке до турецких завоеваний. В XIV веке использовалось множество различных гиперперонов.

Когда Веницианцы вошли в южное и юго-восточное Средиземноморье, веницианцы использовали для исполнения своих обязательств, мусульманскую золотую монету - динар, которую чеканили с VII века. Первоначально это было 4,25 грамма золота исключительного качества. Латиняне обычно называли эту монету «безантами». Африканским мусульманам было отдано предпочтение в выпуске золотых денег, поскольку основной источник золотого песка, который они использовали, происходил из Бамбука в Сенегале и из Буре, расположенного в верховьях Нигера в Западной Африке. Это золото достигло побережья Средиземного моря на верблюдах через Сахару. Эту монету выпустили мусульманские княжества Египта, Сирии, Северо-Западной Африки, Испании и христианские княжества в Сирии и Иберии.

Венецианские нотариусы различали три разных безанта: тунисский, александрийский и безант Латинского королевства. Тунисский безант впервые появился в венецианских документах 1177-1178 годов, когда венецианские корабли достигли Сеуты и Бужи на северо-западе Африки. Венецианцы называли эту монету «полновесным золотым безантом Массамутино». Более поздние документы об использовании безантов в торговле Венеции с Тунисом можно найти, начиная с XIII века. Тунисские безаны стоили одну венецианскую лиру в 1245 году, а в 1274 году — всего пол-лиры.

В венецианских коммерческих документах до 1228 года безант из Египта оценивался в 4 венецианских лиры. Египетский безант в венецианских документах можно узнать только по месту происхождения, то есть Александрии в Египте. Венецианские нотариусы, проживающие в Александрии, оформляли договоры в безантах. В 1272 году Великий совет Венеции постановил, что его консулу в Александрии, остававшемуся на своем посту в течение двух лет, следует выплачивать зарплату в безантах, полученную из местных доходов муниципалитета. Египетский золотой безант XIII века (египетский динар) чеканился на монетных дворах Каира и Александрии египетскими правителями Айюбидов и Мамлюков. Это была обычная монета, которая, вероятно, имела высокeую пробу, но неравномерный вес от экземпляра к экземпляру. Они легли в основу египетской денежной системы, хотя эти золотые монеты продавались на основе их веса, а не внешнего вида.

Третий безант, упомянутый венецианскими нотариусами, был безантом Латинского Иерусалимского королевства с мусульманскими надписями арабской вязью. В венецианских документах до 1215 года эта монета упоминается как «сарацинский полновесный безант Иерусалимского королевства». С 1161 по 1179 год некоторые из этих сарацинских безантов из Иерусалима были идентифицированы в венецианских документах как «старые сарацинские золотые безанты Иерусалимского королевства». Другие с 1161 по 1215 годы были известны как «новые сарацинские золотые безанты Иерусалимского королевства» или «хорошие сарацинские золотые безанты Иерусалимского королевства». Из этих документов мы также можем узнать, что сарацинские безанты были девальвированы около 1161 года. От этой неуклюжей терминологии, относящейся к монетам Иерусалимского королевства, отказались после 1224 года, когда венецианские нотариусы приняли термин «сарацинские золотые безанты Акры» или «безанты, весящие Акру». После 1224 года венецианские нотариусы чаще определяли их просто как «сарацинские золотые безанты» или «безанты», подлежащие оплате в Акре. Это изменение терминологии в 1224 году должно было сопровождаться еще одним изменением физических свойств сарацинского безанта. То, что сообщалось до сих пор, показывает нам, как и предположили нумизматы, что монетный двор Латинского Иерусалимского королевства находился в Акре. Считается, что первые сарацинские безанты были отчеканены из 97% чистого золота и весили 3,74 грамма. Позже монетный двор Акро выпустил сарацинские безанты с обедненным содержанием золота и меньшего веса, колеблющиеся от 3,24 до 3,5 граммов и содержащие всего 66,6% чистого золота.

Спустя поколение эта имитация сарацинской чеканки Акры претерпела дальнейшие существенные изменения. После осуждения Папой Иннокентием IV в 1251 году христиан, виновных в выпуске монет, прославляющих Аллаха, монетный двор Латинского королевства начал чеканить сарацинские безаны Акры с христианскими надписями на арабском языке. Никаких следов этого изменения в венецианских документах пока не обнаружено.

Сохранившаяся до нас документация об обменных курсах венецианской лиры и различных безантов XIII века выделяет три различных денежных стандарта:

Курсы обмена безанта. treccani.it
Курсы обмена безанта. treccani.it

Некоторые венецианские нотариусы XIII века документируют облигации, подлежащие оплате в безантах, в Библосе и на Крите. Безанты Библоса, вероятно, относятся к монетам, выпущенным графами Триполи. Критские безанты, возможно, следовали стандартам как Латинского царства, так и Александрийских.

Эта венецианская зависимость от безантов и гиперперов подтверждает, что в первой половине XIII века, как и в XII веке, венецианские купцы, так и муниципалитет Венеции регистрировали облигации за рубежом в валюте других стран. В этот период Венеция не осмеливалась навязывать свою валюту за рубежом, даже там, где она пользовалась особыми юридическими привилегиями. Даже платежи, осуществляемые муниципалитетом Венеции судебным приставам и консулам в ее колониях и венецианских анклавах на иностранных территориях, производились законным платежным средством. В 1224 году консулам Акры и Триполи платили золотыми безантами из Акры; правителям Крита, Негропонте, Константинополя, Короне и Модоне платили гиперперами в 1224 и 1226 годах. Следовательно, любое исследование денежной системы Венеции XIII века должно учитывать монеты, обращавшиеся за географическими пределами Венецианской лагуны.

До середины XII века в Риальто государственные и частные венецианские облигации выражались не в Grossi, а в libre denariorum venetialium, подлежащих оплате в любой доступной валюте. В начале XIII века облигации, представленные в судебных процессах в венецианских судах, также выражались в libre denariorum venetialium. Иски о компенсации, предъявленные малому совету в 1220 году венецианцами, пострадавшими от пиратства, очень ясно иллюстрируют это. Например, Маттео Урсо в 1222 году свидетельствовал, что люди, пришедшие из Марке и Ариано, украли у него ткани, которые он купил в Анконе, большие денарии, деньги Фризаха, венецианские денарии, два пояса, плащ, белье, узел содержащий инжир и нож в ножнах. Стоимость всего этого он рассчитал в 75 фунтов 12 су (venetialium). Продолжающееся использование денег с венецианских счетов можно найти во многих других примерах, в этих документах.

Другие муниципалитеты в близлежащих внутренних районах Италии также вели свои счета в libre denariorum venetialium: в Истрии и Кьодже в 1226 году; в Фермо и Вероне в 1227 г.; в Падуе, Эморе и Монселице в 1235 году; в Римини в 1243 году; в Тревизо и Аркве в 1245 году; в Одерцо в 1247 г. и в Каподистрии в 1249 г. Падуанские суды XIII века также указывали, что облигации, если они выражены в венецианской валюте, должны оплачиваться только в libre denariorum venetialium, а не в libre Grossorum или Libre ad Grossos. В Падуе штрафы за подделки часто устанавливались в libre denariorum venetialium. Понятно, что до 1250 года не только Венеция, но и соседние княжества северной Адриатики вели свои счета в libre denariorum venetialium.

Просьбы о возмещении украденного имущества свидетельствуют о том, что каждый венецианский купец брал с собой в путешествия тысячи серебряных монет. Например, в 1225 г. некий И. Босо доложил дожу и совету, что у его агента Альмерико было ограблено 2376 крупных венецианцев, 1752 императорских динария Милана и 1020 динариев крестоносцев Болоньи с общей потерей 5148 монет. Вышеупомянутый Маттео Урсо вез с собой 4636 серебряных монет. Подобные примеры довольно часты и подтверждают тезис о том, что до торговой революции конца XIII века купцы перевозили большие количества монет. Отсутствие удобства и опасность носить с собой столько денег, должно быть, подтолкнули торговцев к разработке инструментов, позволяющих осуществлять кредитные операции на большие расстояния.

Хотя утверждалось, что grossi чеканили для облегчения венецианских сделок с греческим Востоком, до середины XIII века не было найденно никаких документов, подтверждений платежи, произведенных в grossi в Румынии, государствах крестоносцев или Северной Африке. Летописец Мартин да Каналь свидетельствует, что основная масса «циркулирует по всему миру благодаря своему совершенству»; но он написал это около 1268 года. Поскольку форма денежной еденицы больше напоминала византийскую монету, чем западную, считалось, что денежной еденицы имела большее сходство с Румынией, чем с Италией. Но до 1256 года в венецианских источниках нет свидетельств связи с Востоком, выраженной в libra Grossorum. grossi не принимались в Румынии, а только в Венеции. Иногда, когда рискованные сделки, заключенные в Константинополе с валютой гиперпера, оказывались неудачными, должник пытался произвести формальный платеж в крупных венецианских суммах. Но поскольку кредиторы в этих делах не приняли предложение крупных, венецианский судья приказал запечатать их в мешок и отправить обратно в Венецию к должнику. Все это позволяет предположить, что около 1250 г. крупные венецианцы распространялись лишь локально, в Риальто и в ближайших внутренних районах.

Более широкое использование началось примерно в середине века. Алан Шталь выдвинул гипотезу, что до дожа Раньери Дзено (1253-1268) венецианцы выпустили несколько крупных монет. Количество серебра, доступного на венецианских монетных дворах в середине 13 века, почти наверняка увеличилось после открытия новых рудников в Йиглаве (Иглау) в Богемских горах к югу от Праги. Это серебро заменило серебро, ранее добывавшееся на ныне эксплуатируемых рудниках Мейсена и Фризаха. Более того, к середине века пизанцы также обрабатывали серебро, которое они обнаружили в рудниках Иглесиас на Сардинии. Другие карпатские рудники в Хемнице, Спише, Родне и Гельнице начали производить больше серебра после 1250 года, как и новые рудники в Сербии после 1254 года.

Ссылки на grossi умножились в венецианских документах середины века. После 1249 года штрафы, собранные Большим советом, стали записываться в больших суммах, и счета расходов государственных чиновников в Риальто стали оплачиваться в больших суммах. Жалование последних было установлено в grossi не ранее 1266 года. Большая часть этих окладов составляла от 10 до 40 soldi Grossorum, но когда Венеция отправила своих агентов в близлежащие общины, муниципалитет продолжал платить им денариями. Эти примеры показывают, что после 1249 года grossi стали использоваться чаще.

После того, как grossi были введены в обращение, венецианцы стали рассматривать libra Grossorum (лиру гросси) как новый номенал стоимостью 240 grossi. Это стало удобно для указания более крупных сумм, поскольку, будучи 1 grossi = 26 denari, Libra Grossorum имела в 26 раз большую покупательную способность, чем Libra Venetialium. Впервые он появился в документах 1222 года, но не был признан выражающим общественные обязательства перед Венецией до 1240 года.

Таким образом, можно заключить, что, хотя большая часть монет была отчеканена в 1194 году, она не появлялась в обращении за пределами Венеции или ее окрестностей примерно до 1250 года. Можно предположить, что облигации в Венеции и близлежащих городах были рассчитаны в libre denariorum venetialium, а не в grossi, а также что grossi не принимались к платежам в Румынии до 1250 года. Только в середине века официальные венецианские документы начали сообщать об этом. Исследования европейских серебряных рудников и предварительные исследования количества выпущенных крупных монет также позволяют предположить, что к середине века серебряные слитки и крупные серебряные монеты стали более распространенными. Кажется, что grossi были общепринятыми только около 1250 году, хотя все венецианские правительства, начиная с 1194 года, всегда выпускали grossi одинакового веса и пробы, и муниципалитет продолжал чеканить их до 1356 года. В начале XIII века большая монета была в обращении по стоимости 1 grossi = 26 denari.

Вот и еще одна часть перевода статьи с сайта treccani.it осиленна тобой.

Комментируй, ставь Лайк, подписывайся чтобы не пропустить продолжение.

Если тебя заинтересовала история, найди себе исторический клуб, или организуй самостоятельно. Дай себе и своему клубу клятву, и ни в коем случае её не нарушай.

Продолжение по ссылке ниже.

Монитарная система в Италии XII - XIII вв. Часть 4 - финальная.
Valore e Lavoro19 сентября 2023


#монеты #XII #XIII #Реконструкция #История #Деньги #Италия #ЖиваяИстория #живая_история #динарии #сольди #гроссо #квартаро #четвертый_крестовый_поход #veneziani #denariorum #hyperperon #soldi #lira #grosso #quartarolo #quarta_crociata #moneta