Режиссер фильма, снятого по одноименной повести Рыбакова «Каникулы Кроша», Григорий Аронов менять название не стал. Кинематографическая работа живо описывает период в судьбе московского школьника, его последнее «беззаботное» лето детства. Сергей Крашенинников не скучал, он встретился не только с первыми житейскими трудностями, но и предательством, ложью, обрел настоящих друзей. Как удается детективу, по основной сюжетной линии, приобщать зрителей к культуре, прививать эстетический вкус?
Факторы успеха и уникальности фильма
Определенную долю успеха 4-х серийной кинокартины можно отнести на тот счет, что сценарий написан самим автором Анатолием Рыбаковым. С помощью киношных трюков зрителя погружают в атмосферу японского искусства. Герои нетривиальной истории выставляют на всестороннее обозрение миниатюрную скульптуру из слоновой кости и вглядываются в нее…
Текст, описывающий сюжет, заключенный в нэцкэ, за кадром волшебным голосом читает Зиновий Гердт. Колоритны моменты, где фигурки гротескно показаны больших размеров, с человеческий рост. Интересным способом стилизовали размышления Кроша (актер Василий Фунтиков) о качествах человеческой личности.
Главный герой, «милый мальчик», видит себя то начальником правоохранительных органов и нравоучительно допрашивает старого реставратора. То он – известный искусствовед, дающий интервью с философским подтекстом. В фильме показано множество мест Москвы. Музыка композитора Исаака Шварца сопровождает любовную тему. Крошу и Петру Шмакову (актер Владимир Сирота) нравится одна девочка. Зоя (актриса Вера Новикова) работает продавщицей в спортивном магазине.
Кино «Каникулы Кроша» для семейного просмотра. Взрослым будет интересна тема отношений между поколениями, вопросы воспитания. И это несмотря на то, что картина вышла на экраны в 1980 году, а произведение написано еще раньше, в 1966 году. Я много раз смотрела фильм и только сейчас, при написании статьи, узнала, что настоящая фамилия Анатолия Рыбакова – Аронов. Это знак.
Молодые зрители узнают как Крош и Петя распоряжались финансами, оставленными родителями. Они накрыли стол для встречи с девочками, как бы мы сейчас выразились, в бюджетном варианте. Удивительно, что развлечением у московской молодежи была декламация произведений А.С. Пушкина.
В чьих руках нэцкэ
По сюжету, нечистоплотный на руку искусствовед Лесников Владимир Николаевич (прозвище «Вэ-эн») использует подростков для своих целей. Его главная мечта – пополнить коллекцию, добыть нэцкэ «Рисующий мальчик». Настоящая работа выполнена мастером Хасэгава Икко в конце 18-го начала 19-го века. Статуэтка, высотой 3,3 см, хранится в Эрмитаже. Оригинальная нэцкэ называется «Мальчик, рисующий».
Потрясением будет для Вэ-эна открывшийся факт, что фигурка все время была рядом, в семье Кости (актер Геннадий Кузнецов), сына профессора Мавродаки. Ребята станут друзьями, и Крош получит в подарок нэцкэ «Рисующий мальчик». В фильме он скажет знакомому скульптору Краснухину (актер Борис Гусаков), что ему больше нравятся фигурки, изображающие людей.
Древний, изначально, предмет одежды японцев, выполнял функцию брелока на веревке, которой человек подпоясывался и вешал мешочек с табаком. Нэцкэ создавал противовес, карманов в национальном японском костюме нет. Дословно название переводится как «носящий корни».
В настоящее время нэцкэ – предмет искусства. В Эрмитаже собрано 1,5 тыс. экземпляров. Не все имена мастеров-резчиков и точный период изготовления известны. Моду на коллекционирование нэцкэ в Советской России внес Максим Горький. Первую свою статуэтку «Три обезьяны» он купил у моряка на острове Капри в заграничной поездке. Животные закрывают: одна – глаза, вторая – уши, другая – рот. Догадались, что символизирует фигурка? Богатое собрание Горького хранится в доме-музее в Никитском переулке.
В фильме описывают и другие нэцкэ: «Мудрец со свитком», «Крестьянин на буйволе», «Веселые акробаты», «Спрут», «Рыба». А молодые актеры играют настолько гармонично, достойно авторитетных артистов – Владимира Корецкого (Вэ-эн), Владимира Заманского (отчим Кости), Нины Тер-Осипян (коллекционер), что невольно создается впечатление реальности истории.