Найти тему

Линейные объекты. Виды и особенности. В помощь строителю и проектировщику. Часть 1.

примеры линейных объектов
примеры линейных объектов

Линейные объекты - что это за объекты, какие виды и особенности. Давайте разберемся! Статья как для молодых специалистов, так и для опытных строителей и проектировщиков.

Линейные объекты - это объекты капитального строительства. Под линейным понимают объект строительства, длина которого значительно превосходит ширину.

В Градостроительном кодексе Российской Федерации дано следующее определение:

Пункт 10.1) "Линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения".

Что же скрывается под фразой "другие подобные сооружения"? Давайте посмотрим в других действующих нормативных документах:

1. Водный кодекс РФ Статья 51_2. регламентирует "Использование водных объектов для целей эксплуатации мостов, подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов."

2. ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" пункт 6 части 1 статьи 7 добавляет к перечню линейных объектов нефтепроводы и газопроводы.

3. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 928/пр от 2 ноября 2022 года утверждает классификатор объектов капитального строительства.

Классификатор добавляет к перечню линейных сооружений сети теплоснабжения, водоотведения, водоснабжения. Оросительные и осушительные системы объектов мелиорации.

4. СП 398.1325800.2018 "Набережные. Правила градостроительного проектирования":

Термины и определения. пункт 3.1.9 набережная: "Линейный элемент планировочной структуры населенного пункта, располагаемый вдоль берега и предназначенный для движения и отдыха пешеходов или для движения пешеходов и транспорта…."

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. № 2113

ПЕРЕЧЕНЬ видов существующих линейных объектов и сетей инженерно-технического обеспечения, при реконструкции или капитальном ремонте которых не применяются положения статьи 52.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации:

1. Магистральные газопроводы I класса при рабочем давлении 10 мегапаскалей и выше.

2. Магистральные нефтепроводы I класса (номинальным диаметром DN 1200 и более).

3. Автомобильные дороги класса "автомагистраль" категории IА.

4. Внеуличный транспорт:

а) метрополитен;

б) монорельсовый транспорт;

в) подвесная канатная дорога транспортная;

г) фуникулер транспортный (наземная канатная дорога транспортная) .

5. Мостовые сооружения с пролетами 100 метров и более.

6. Железнодорожные переезды общего пользования I - IV категории.

7. Железнодорожные переезды необщего пользования I категории.

8. Линейно-кабельные сооружения связи напряжением 380 В и выше.

9. Магистральные кабельные линии связи, прокладываемые между сетевыми узлами I класса.

10. Трубопроводы для транспортировки аммиака при рабочем давлении 10 мегапаскалей и выше.

11. Трубопроводы для транспортировки жидких углеводородов с избыточным давлением 14 мегапаскалей и выше (с номинальным диаметром DN 1400 и более) .

12. Трубопроводы для транспортировки газообразных углеводородов с избыточным давлением 25 мегапаскалей и выше (с номинальным диаметром DN 1400 и более) .

13. Линии связи I класса напряжением 360 В и выше.

14. Водопроводные сети диаметром более 300 миллиметров.

15. Водопроводные сети независимо от диаметра с расположенными на них насосными станциями, регулирующими водопроводными узлами.

16. Самотечные канализационные сети диаметром более 600 миллиметров.

17. Напорные канализационные сети диаметром более 300 миллиметров.

18. Канализационные сети независимо от диаметра с расположенными на них канализационными насосными станциями или аварийными регулирующими резервуарами.

19. Тепловые сети диаметром более 500 миллиметров. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2022 № 773)

20. Паропроводы.

21. Магистральные мазутопроводы I класса при рабочем давлении 10 мегапаскалей и выше.

22. Линии электропередачи, пересекающие государственную границу Российской Федерации и отнесенные к единой национальной (общероссийской) электрической сети.

Эти и другие нормативные документы напрямую и косвенно расширяют перечень линейных объектов.

Этот перечень можно продолжать, но основные виды линейных объектов мы с Вами рассмотрели.

Теперь, что касается практики, опыта и особенностей определения или отношения иных объектов к линейному объекту.

Объекты ЖД и транспортной инфраструктуры дорог, подземные или надземные пешеходные переходы, тоннели, входят в инфраструктуру автомобильных дорог или железнодорожных линий, и относятся к искусственным сооружениям линейного объекта. Так например вокзал, платформа или ЖД станция будут относится к сооружениям линейного объекта, хотя представляют собой полноценное капитальное здание со всеми коммуникациями.

Мосты относятся к линейным объектам при условии, что мост является частью автомобильной или железной дороги, или мост как конструкция для прокладки трубопроводов, линий связи, кабельных линий.

Но при этом, отдельно стоящий мост, например пешеходный через реку, сам по себе может не являться линейным объектом.

Тоже касается всевозможных ГРП систем газоснабжения и газораспределения, где газораспределительный пункт на газопроводе относится к линейному объекту.

Аналогично и с подстанциями или объектами входящими в состав высоковольтных линий электропередач.

Проектирование линейных объектов имеет свою особенность, определенную 87 Постановлением Правительства РФ.

Глава III отдельно регламентирует состав разделов и требования к содержанию проектной документации на линейные объекты.

И обратите внимание на пункт 37 этой главы, который описывает Раздел 4 "Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта" и обеспечивающих его функционирование.

В экспертизе линейные объекты как правило рассматривает отдельная группа экспертов, специализирующаяся на линейных объектах.

Но не путайте, если Вы проектируете или собираетесь строить большой объект (например, производственное предприятие), на территории которого несколько строений, связанных дорогами, коммуникациями, трубопроводами, кабельными линиями и т.п., то имейте ввиду, что все эти объекты проектирования и строительства не являются самостоятельными линейными объектами, а входят в состав вашего объекта капитального строительства, являясь внутренними сетями инженерно-технического обеспечения и внутренними дорогами.

Во второй части статьи я расскажу про особенности подготовки к проектированию линейных объектов, а так же о действующих Постановлениях правительства в отношении линейных объектов.