В этой статье вы найдете советы по подготовке в архитектурный вуз от преподавателя академического рисунка и черчения Аполлинарии Сафроновой.
О баллах
Бюджет МАрхИ – это уравнение, которое состоит из пяти переменных, каждая из которых не должна быть ниже 70 баллов. Средний проходной балл в архитектурный институт: 353. Это средний балл прошлых лет. Подчеркну – это МИНИМАЛЬНЫЙ балл, а не просто балл, который нужно набрать. Чтобы плотно закрепиться в бюджетных списках, необходимо набрать хотя бы на десяток выше, то есть 363 и более. Это нужно для подстраховки. Просто разделите 363 на 5 – и получите 72,6 – балл который вы должны набрать на каждом из экзаменов. Если вы, скажем, сдали черчение на 50, рисунок головы на 60, а композицию на 55, то вы должны сдать ЕГЭ на 99 баллов каждый.
Разберем стандартный вариант: В среднем ребята набирают по математике 56 баллов, 68.3 по русскому языку. Так говорит статистика в свободном доступе. У моих учеников русский язык, как правило, сильно выше указанных 68.3. Обычно ЕГЭ по русскому у многих выше 80 баллов. А вот математика… Тут бывают сюрпризы. Например, 27, 36, 45… Все это внебюджетные баллы, а с некоторыми даже теряется возможность попасть на конкурс. Но бывают и 65, 75. Представим реальную ситуацию: по ЕГЭ у Вас по математике 60 и 86 по русскому – неплохой вариант! Тогда вычитаем сумму баллов ЕГЭ из суммы проходного балла (363) и делим получившийся остаток на 3 (количество экзаменов). Получаем снова те же самые 72.
Но не все так страшно, как можно подумать на первый взгляд. На бюджет МАрхИ поступают, пройти туда реально. Но, для этого нужно очень стараться: не пропускать занятия, приносить много д/з, не пропускать контрольные работы, хорошо подготовиться к ЕГЭ.
Баллы по ЕГЭ нельзя списывать со счетов при поступлении на бюджет. Многие заблуждаются, думая, что все можно «вытянуть» одним лишь рисунком или черчением. Или думают, что преподаватель – это ключ к успеху, тем самым, снимая с себя ответственность за свое поступление. С самого первого занятия и до поступления мы с учеником являемся командой с одной общей целью. Моя задача – научить всему, что понадобится на экзамене (и даже больше), задача ученика – закреплять знания, делая д/з, и не спать на занятиях.
Итог: вы должны не завалить ни один экзамен и сдать все как можно выше. Это логично: чтобы заслужить бюджет престижного вуза, нужно быть очень усердным.
О внутренних вступительных
Рисунок головы
МАрхИ – это вуз, хранящий традиции. Поэтому академический рисунок Московского архитектурного института является воплощением старой классической школы. И оценивают его строго. Чтобы высоко сдать экзамен по голове, нужно не просто «хорошо рисовать», нужно рисовать правильно.
Чтобы делать что-то правильно, необходимо овладеть хорошей базой. Начинаем мы всегда с нее. Если у нас с учеником хороший запас времени (2-3 года), то мы более глубоко изучаем темы. Рисуем детали, тренируем глазомер специальными упражнениями, учимся красиво штриховать, вдумчиво, потихонечку переходим от задания к заданию. То есть, если ученик до этого не рисовал вообще, то сначала все начинается с куба. Изучаем перспективу сначала на одном геометрическом теле, затем на нескольких геометрических телах в натюрморте. Это стандартная практика.
В первую очередь я учу перспективе, развиваю глазомер и учу проводить красивые линии. Иногда доходило до того, что я чуть ли не математическим уравнением объясняла степень нажатия на карандаш и скорость проведения линии, чтобы ученику стало понятно, как добиться нужного результата.
После изучения перспективы, геометрических тел и простых натюрмортов даются черты лица Давида, розетки, а так же задания на копии графики известных мастеров и прочие полезные упражнения. Их много, все они разные и интересные. Если же у нас 1 год до экзамена или еще меньше (7-10 месяцев), а ученик пришел заниматься с нуля, то какие-то задания и упражнения пропускаем и разбираем непонятные моменты по факту – в работе.
Мы проходим каждую тему сжато, в ускоренном темпе. Огромный упор делается на д/з.
Увы, у нас не так много времени, чтобы каждое занятие рисовать натюрморты и розетки. Ведь у нас 4 основных головы, каждую из которых нужно отрисовать не менее 5 раз (минимальное количество ракурсов).
Экзамен по голове длится 6 астрономических часов. Но, в начале подготовки никто не успевает в должном качестве сделать голову за 6 часов. Сначала ребята «знакомятся» с головами и делают их за 8-10 часов (несколько занятий). Если не подгонять, то и дольше. Первые рисунки голов – это лишь первые шаги, а не полноценный рисунок головы (как, например, на экзамене). Необходимо учитывать время, затраченное на «раскачку». Рисунок головы начинает усваиваться со второго-третьего раза рисования с натуры.
Вам нужно хорошо изучить 4 основные головы для МАрхИ, после чего я подключаю головы ГУЗа (если стоит задача поступать туда). Как правило, после изучения «мархишных» голов «гузовские» усваиваются с первого раза.
Композиция МАрхИ
Объемно-пространственная композиция – это рисунок по представлению. Его смысл в том, чтобы показать ваше объемно-пространственное мышление, ваши навыки рисунка «из головы». Для выполнения экзаменационного задания вам выдается специальный персональный «билет», и вы собираете вашу композицию с учетом требований, написанных в билете. К этому экзамену предъявляются особые требования, поэтому просто прийти и нарисовать фигурки без подготовки не получится. Нужно знать определенные приемы. К примеру, композиция должна быть плотной, но не перегруженной; врезки должны быть в меру глубокие, правильно построенные; композиция должна быть гармоничная, ничего нигде не должно «перевешивать», «разбивать». Графика должна быть эстетичная. При тонировании вашей работы вы должны учитывать расположение первого плана.
Чтобы сделать хорошую композицию, нужно владеть определенными навыками. Я рассказываю про принципы построений, про то, как решать «персональное экзаменационное задание». Затем мы изучаем все врезки по очереди по комбинациям, и только потом пробуем соединить 5-7 фигур в формате А3 врезками. Затем, задания усложняются, и мы переходим к завершающему этапу: композиции на 13-17 фигур.
Никаких линеек, никаких листов, все линии проводятся строго вручную.
Обычно, композиции уходят на домашние задания, и ученики просто приносят их на занятия, чтобы проконсультироваться. Это выгоднее с точки зрения посещения занятий и финансов.
Черчение
Экзамен по черчению – это классический экзамен для архитекторов и инженеров.
Экзамен длится 4 астрономических часа, за которые абитуриент должен вычертить задание в карандаше, расставить размеры, сделать подпись и оформить чертеж в туши.
По моему мнению, экзамен по черчению в МАрхИ сложнее, чем голова и композиция. Потому что для выполнения этого задания нужно два главных навыка: пространственное мышление и внимательность. Ученик может прекрасно понимать задание и даже быстро и чисто чертить, но быть невнимательным, сделать много ошибок.
В черчении очень важно понимать каждую фигуру, нужно видеть ее насквозь. Вы должны тут же себе представить, как этот элемент выглядит сверху, спереди и сбоку. Это сильно облегчит подготовку.
Пространственное мышление тренируется и развивается, но если оно дано природой, это ускорит подготовку.
Подготовка к экзамену по черчению проста и понятна. По учебнику. Начинается все с линий, а заканчивается вычерчиванием синек последних лет.
Если вы готовитесь за год (7-8 месяцев) и хотите пройти на БЮДЖЕТ, вам нужно:
- Регулярно посещать занятия;
- Приносить домашние работы по трём дисциплинам:
1 готовую голову в неделю;
1 готовую композиции по заданию с тональным решением в неделю;
1 синьку (экзаменационное задание по черчению), вычерченную и обведенную в туши.
Если нет возможности посещать занятия – купить головы домой и организовывать себе занятие дома самостоятельно. Регулярно выполнять домашние задания по голове, композиции и черчению. Все работы можно фотографировать и отправлять преподавателю на проверку, задавать вопросы. Чем больше вопросов задается – тем лучше усваивается тема. Обратная связь от педагога в данном случае очень важна!
Занятия дома, помимо основных занятий в студии – это отличная альтернатива очным занятиям. Ученик учится мотивировать себя, работать самостоятельно и рассчитывать свое время. Много плюсов!
Или брать больше занятий у педагога.
Если вы пришли заниматься заблаговременно и у вас есть запас времени (2-3 года) до поступления, то все равно нужно носить д/з, регулярно ходить на занятия, но за время такой подготовки вы сможете больше узнать и лучше закрепить пройденное.
Не стоит делать большие паузы в рисунке и черчении. Только постоянная практика способствует хорошей подготовке к экзамену.
Инструкция, написанная выше, поможет вам не ошибиться в выборе пути и оценивать свои силы и возможности правильно. Вы готовы регулярно заниматься? Готовы делать домашние задания? Тогда у вас есть все шансы пройти на бюджет!
Если вы готовитесь к экзаменам без четкого плана, перепрыгиваете с темы на тему, не прорабатываете проблемные места, не делаете домашние задания – то исход у такой подготовки очевиден. Рискуете провалить экзамены и не пройти на бюджет, а то и выйти из конкурса.
Если говорить простыми словами: чтобы пройти на бюджет в Московский архитектурный институт, нужно много заниматься, делать домашние работы, регулярно посещать занятия, а также не прогуливать контрольные.
Все, что описано выше, это лишь общая информация. Еще множество полезного ученики узнают в процессе обучения в студии.
Еще больше информации вы можете посмотреть в моем сообществе в VK.
Если вы прочитали все, что выше, и не испугались, то этот вуз для вас!
Готовьтесь с умом, не пасуйте перед трудностями, ставьте себе цели и преодолевайте их, и все у вас получится! Все в ваших руках!