📣Речь – вторая сигнальная система по физиологу Павлову – является важной частью психической деятельности человека. При помощи слов человек передаёт информацию другим людям. ⠀
⠀
Речь ребенка начинает свое развитие с самого рождения. Именно значимые взрослые - родители - формируют здоровый интерес к коммуникации и использованию речи. Разговаривать с ребенком с рождения значит приглашать его к общению. ⠀
⠀
📌Заботящийся о ребенке взрослый своими мимикой, эмоциями и активной артикуляцией посылает сигналы в мозг ребенка, стимулируя⠀чувствительные речевые центры. Протягивая к ребенку руки, поднимая брови, хмурясь и улыбаясь, называя по имени и изменяя интонацию голоса мы даем очень важное для развития человека внимание. Важно реагировать на первое гуление и лепет радостно⠀–⠀таким образом мы подкрепляем желание общаться. Следует помнить, что речь ребенка всегда является ответом на речь взрослого. Разговаривайте с детьми, искренне радуйтесь их попыткам разговаривать с вами, цените их активность. ⠀
⠀
❗️Родители – ролевая модель для ребенка.⠀
⠀
⇨ Итак, первым сигналом новорожденного является громкий чистый крик. ⠀
⠀
⇨ К 2-3 месяцам появляется гуление, произношение гласных звуков нараспев. Постепенно в звуках появляются новые интонации, обозначающие разные эмоции. Интересно, что у разных народов мира гуление⠀универсально и похоже у всех детей.⠀
⠀
⇨ К 6 месяцам должны появиться согласные звуки и начальный лепет, произнесение слогов с согласными: «ма», «ба», «да», «па», «Кх». Сначала это отдельные как будто случайные слоги, затем они повторяются чаще, выстраиваются в цепочки: «ба-ба-ба», «ма-ма-ма»⠀
⠀
⇨ В 1 году году обязательно наличие 4-10 упрощенных слов, обозначающие конкретный предмет или действие: «мама», «папа», «дай», «на», «иди»,⠀«ням», «ку-ку», «бах», «мяу», «му», «гав». ⠀
⠀
⇨ Первые фразы – соединение двух и более слов в предложения появляются⠀в 2-2,5⠀года. ⠀
К двум годам в словаре ребенка около 50 слов.⠀
⠀
⇨ В 3 года года обязательно наличие законченных по смыслу предложений.⠀
⠀
⇨ В 4 года ребенок способен соединить несколько предложений в небольшой рассказ.⠀
⠀
Стоит обратить внимание, что количество слов и наличие фраз являются ориентировочным, и не всегда их наличие показывает уровень психического развития ребенка.⠀
⠀
Важно учитывать и другие показатели развития ребенка:⠀
• пассивный словарь,⠀
• использование жестов,⠀
• зрительный контакт,⠀
• любимые игры,⠀
• выполнение просьб.⠀
⠀
Вышеперечисленные этапы освоения речи помогают родителям понять, когда есть необходимость обратиться к неврологу. Диагностическим признаком является регресс речи между 1 и 3 годами, указывающий на негативное острое или хроническое воздействие на мозг. Не всегда утрата навыка речи является сразу заметной для родителей. Видео с речью ребенка в более раннем возрасте может помочь восстановить время утраты⠀речи. До 3-х лет невролог - это первый специалист при подозрении на речевую задержку.⠀Именно он определит, есть ли нарушения работы нервной системы, и какие нужны дополнительные методы исследования.⠀
⠀
Далее необходимо посетить логопеда для определения характера дефектов речи. Он оценивает:⠀
• звукопроизношение,⠀
• функциональность артикуляционного аппарата,⠀
• словарный запас,⠀
• навыки связной речи.⠀
⠀
📌Вовремя установленная причина помогает без значительной задержки освоить важнейший навык для социального благополучия — речь.⠀
⠀
👩🏻⚕️Врач-невролог Абалихина Екатерина Михайловна