Найти тему
Inventa Centre

Задержка речевого развития как неврологический диагноз

📣Речь – вторая сигнальная система по физиологу Павлову – является важной частью психической деятельности человека. При помощи слов человек передаёт информацию другим людям. ⁣⁣⠀

⁣⁣⠀

Речь ребенка начинает свое развитие с самого рождения. Именно значимые взрослые - родители - формируют здоровый интерес к коммуникации и использованию речи. Разговаривать с ребенком с рождения значит приглашать его к общению. ⁣⁣⠀

⁣⁣⠀

📌Заботящийся о ребенке взрослый своими мимикой, эмоциями и активной артикуляцией посылает сигналы в мозг ребенка, стимулируя⠀чувствительные речевые центры. Протягивая к ребенку руки, поднимая брови, хмурясь и улыбаясь, называя по имени и изменяя интонацию голоса мы даем очень важное для развития человека внимание. Важно реагировать на первое гуление и лепет радостно⠀–⠀таким образом мы подкрепляем желание общаться. Следует помнить, что речь ребенка всегда является ответом на речь взрослого. Разговаривайте с детьми, искренне радуйтесь их попыткам разговаривать с вами, цените их активность. ⁣⁣⠀

⁣⁣⠀

❗️Родители – ролевая модель для ребенка.⁣⁣⠀

⁣⁣⠀

⇨ Итак, первым сигналом новорожденного является громкий чистый крик. ⁣⁣⠀

⁣⁣⠀

⇨ К 2-3 месяцам появляется гуление, произношение гласных звуков нараспев. Постепенно в звуках появляются новые интонации, обозначающие разные эмоции. Интересно, что у разных народов мира гуление⠀универсально и похоже у всех детей.⁣⁣⠀

⁣⁣⠀

⇨ К 6 месяцам должны появиться согласные звуки и начальный лепет, произнесение слогов с согласными: «ма», «ба», «да», «па», «Кх». Сначала это отдельные как будто случайные слоги, затем они повторяются чаще, выстраиваются в цепочки: «ба-ба-ба», «ма-ма-ма»⁣⁣⠀

⁣⁣⠀

⇨ В 1 году году обязательно наличие 4-10 упрощенных слов, обозначающие конкретный предмет или действие: «мама», «папа», «дай», «на», «иди»,⠀«ням», «ку-ку», «бах», «мяу», «му», «гав». ⁣⁣⠀

⁣⁣⠀

⇨ Первые фразы – соединение двух и более слов в предложения появляются⠀в 2-2,5⠀года. ⁣⁣⠀

К двум годам в словаре ребенка около 50 слов.⁣⁣⠀

⁣⁣⠀

⇨ В 3 года года обязательно наличие законченных по смыслу предложений.⁣⁣⠀

⁣⁣⠀

⇨ В 4 года ребенок способен соединить несколько предложений в небольшой рассказ.⁣⁣⠀

⁣⁣⠀

Стоит обратить внимание, что количество слов и наличие фраз являются ориентировочным, и не всегда их наличие показывает уровень психического развития ребенка.⁣⁣⠀

⁣⁣⠀

Важно учитывать и другие показатели развития ребенка:⁣⁣⠀

• пассивный словарь,⁣⁣⠀

• использование жестов,⁣⁣⠀

• зрительный контакт,⁣⁣⠀

• любимые игры,⁣⁣⠀

• выполнение просьб.⁣⁣⠀

⁣⁣⠀

Вышеперечисленные этапы освоения речи помогают родителям понять, когда есть необходимость обратиться к неврологу. Диагностическим признаком является регресс речи между 1 и 3 годами, указывающий на негативное острое или хроническое воздействие на мозг. Не всегда утрата навыка речи является сразу заметной для родителей. Видео с речью ребенка в более раннем возрасте может помочь восстановить время утраты⠀речи. До 3-х лет невролог - это первый специалист при подозрении на речевую задержку.⠀Именно он определит, есть ли нарушения работы нервной системы, и какие нужны дополнительные методы исследования.⁣⁣⠀

⁣⁣⠀

Далее необходимо посетить логопеда для определения характера дефектов речи. Он оценивает:⁣⁣⠀

• звукопроизношение,⁣⁣⠀

• функциональность артикуляционного аппарата,⁣⁣⠀

• словарный запас,⁣⁣⠀

• навыки связной речи.⁣⁣⠀

⁣⁣⠀

📌Вовремя установленная причина помогает без значительной задержки освоить важнейший навык для социального благополучия — речь.⁣⁣⠀

⁣⁣⠀

👩🏻‍⚕️Врач-невролог Абалихина Екатерина Михайловна