Найти тему
Шахтёр

АБК шахты «Нагорная»; остались лишь воспоминания

В АБК первой шахты, на которую я пришёл после автобазы, был кинозал. В утренние часы в нём проводились собрания, а днём и вечером крутили кино.

Все 70-е годы пришлись на мои школьные годы. До середины 70-х я регулярно ходил с друзьями на детские сеансы – сборники мультиков, детские фильмы. Причём, ходил бесплатно и сам выбирал какое место занять в зрительном зале!

Фото: Александр Наумов. АБК шахты «Нагорная». Дверь справа – вход в кинозал. На ограде видна афиша киносеанса.
Фото: Александр Наумов. АБК шахты «Нагорная». Дверь справа – вход в кинозал. На ограде видна афиша киносеанса.

Объяснялось очень просто – в кассе кинозала работала младшая сестра мамы. Я приходил к ней задолго до начала сеанса, сидел в кассе и наблюдал за продажей билетов. Перед тётей на столе лежала схема посадочных мест, которые она перечёркивала крестиком и это самое место вписывала в билет. Я себе всегда бронировал кресло в центре кинозала. Первый ряд не любил, потому что сидишь вплотную к экрану и на широкоэкранке приходилось головой вертеть влево-вправо. Последний ряд для малышни был далековат, однако когда повзрослел места в центре меня уже не привлекали и уходил подальше. Но это будет потом, а пока пользуясь блатом всякий раз занимаю облюбованное место в центре. Причём, бесплатно!

Однажды удалось пройти в будку киномеханика. Посмотрел как крутится кино, но так и не понял каким образом включается второй кинопроектор, когда в первом заканчивается плёнка.

Фото: Александр Наумов. В библиотеке шахты.
Фото: Александр Наумов. В библиотеке шахты.

Тётя работала не только в билетной кассе кинозала, она также была ещё библиотекарем в библиотеке шахты. И я опять приходил к ней, часами сидел в библиотеке и читал книги безо всяких регистраций и карточек. Несколько книг о животном мире утащил домой, но впоследствии их всё же пришлось вернуть. Ну да ладно!

У тёти была подруга, работала она в парикмахерской опять же в АБК шахты. И правильно – меня она подстригала бесплатно! При этом стригла не абы как, а качественно и в завершение стрижки вдобавок духарила из пульверизатора одеколоном. В детские годы чуть волосы отрасли, меня отправляли стричься. Мои робкие возражения типа ещё короткие не принимались. Да я особо-то и не возражал, потому что ещё был мал. Зато в старших классах загнать меня в парикмахерскую было о-очень проблематично!

Помимо кинозала и библиотеки в АБК шахты был также стоматологический кабинет. И это не считая здравпункта! Именно на шахте мне поставили первую пломбу и она продержалась 20 лет. До двадцатилетнего возраста я не знал проблем с зубами, а затем мало-помалу они стали сыпаться. И знакомый стоматолог был (уже не на шахте), и после распада СССР в частных клиниках зубы пломбировал – однако пломб хватало максимум лет на пять. Получается, что шахтовая пломба оказалась самой крепкой, ей были нипочём ириски и «стиральная доска» на асфальте.

При желании в АБК шахты можно было сфотографироваться – хоть на документы, хоть на память. Работал фотографом молодой парнишка, числился горнорабочим подземным на одном из участков, ему шёл подземный стаж. Иногда спускался в шахту для фоторепортажей, но основной объём его работы был всё же на-горах. Кстати, общаюсь с ним до сих пор, а его фотоснимками я иногда иллюстрирую свои статьи, включая и эту.

Шахта издавала свою собственную газету «Шахтёрское слово». Где её печатали, честно говоря, точно не знаю, но, скорее всего, в городском полиграфическом комбинате. Далеко не каждое предприятие могло похвастаться собственным периодическим изданием. Распространялась на шахте бесплатно – новый тираж попросту разносили по кабинетам участков и стопку газет оставляли на столе.

При шахте был стрелковый тир. От школы ходили стрелять из мелкашек. Помнится, в «яблочко» не попал, но мишень продырявил рядом с десяткой.

Напротив тира через дорогу рабочие стройгруппы шахты (она находилась рядом) зимой заливали ледяной каток. Вечерами включалось освещение и те, кто жил тут рядом, с удовольствием катались на коньках. У нас была своя ледяная коробка, мы её делали своими силами опять же с освещением, рядом сколачивали небольшую будку с буржуйкой внутри. Доски на строительство таскали с той же шахты.

У шахты имелся свой Дом отдыха на природе в живописном месте рядом с дремучей тайгой и чистым воздухом.

Была танцплощадка. Вернее, агитплощадка. Однако летними вечерами тут играла живая музыка в исполнении вокально-инструментального ансамбля из шахтёров-музыкантов, молодёжь танцевала. Это сейчас говорят «дискотека», а у нас были «танцы».

Пожалуй, стоит отметить ещё одну деталь про шахту. Ввиду того, что располагалась она на горе, весной 1970-го года на крутом склоне специалисты выложили из белого и красного кирпича барельеф В.И. Ленина. Он был хорошо виден от школы и магазина, но, к большому сожалению, у меня не сохранилось ни одной старой фотографии с барельефом.

10 лет шахта ухаживала за барельефом, ежегодно подкрашивая кирпичи краской. После 110-летия Ильича за барельефом перестали следить и впоследствии он был полностью разрушен. А сейчас и самой шахты нет, от АБК не осталось ровным счётом НИ-ЧЕ-ГО.

Изображение создано нейросетью Dream by WOMBO в арт-стиле The Absurd v2, запрос – «Administrative building of the Nagornaya mine; only memories remain». Картинка откадрирована из вертикального формата в горизонтальный.
Изображение создано нейросетью Dream by WOMBO в арт-стиле The Absurd v2, запрос – «Administrative building of the Nagornaya mine; only memories remain». Картинка откадрирована из вертикального формата в горизонтальный.

P.S.

АБК у нас расшифровывался как административно-бытовой комбинат.