Что у нас на пульте: воспоминания о лете или 8-я симфония Антонина Дворжака

Жители средней полосы уже должны были отгрустить по тёплым летним дням. Хотя в этом году во многих регионах сентябрь выдался на редкость жарким и сухим, но рано или поздно природа всё равно возьмёт своё...

А минувшее лето для меня и моей семьи сохранило прекрасные воспоминания: наконец-то, спустя четыре года, мы смогли побывать дома, в Беларуси. Пусть и были там недолго, но провели с близкими бесценное время. Посмотрели как изменился Минск, вдохнули свежего воздуха и с середины августа - за работу.

Жители средней полосы уже должны были отгрустить по тёплым летним дням.

Начало сезона у нас, в Kunming International Philharmonic, выдалось спокойным и неспешным. В сентябре было пару небольших проектов, но первый серьёзный концерт назначен только на 3 октября.

Вот к этому концерту стоит у нас на пультах произведение, которое я сама же и назвала "летним".

Жители средней полосы уже должны были отгрустить по тёплым летним дням.-2

Почему?

Во-первых, композитор, который его сочинил, родился почти летом (8 сентября). Во-вторых, первые идеи, эскизы этого сочинения появились у автора тоже летом, в конце августа 1889 года. В-третьих, написано оно в уютных местах, в горах Южной Чехии. Там композитор имел виллу, где обычно проводил всё лето. Был абсолютно счастлив, благополучен и успешен. Поэтому и музыку сочинил позитивную, мажорную, светлую, стройную. Летнюю, одним словом.

Всё это - о чешском композиторе Антонине Дворжаке, о его Симфонии №8.

Принято считать, что симфония - интеллектуальный жанр, удовольствие для подготовленных слушателей. Возможно. Но Симфония №8 Дворжака - произведение, понятное "с полуслова", с первых тактов, с виолончельной темы. Нет здесь сложных концепций, драматизма, трагедии, борьбы противоположностей, завёрнутых модуляций и тем.

Сегодня это произведение является загадкой лишь для Искусственного Интеллекта, так как в его "понимании" под номером 8 находится совсем другая симфония (№1, до минор, как ни странно).

Вообще-то, конец этой путанице был положен ещё в середине прошлого века. При жизни Дворжака его симфонии исполнялись, но не все были изданы. А своё первое произведение, написанное в этом жанре, сам композитор вообще считал утерянным.

В итоге, в XIX веке симфонии Дворжака нумеровали в порядке публикаций, а не сочинения. Последние симфонии были опубликованы раньше, чем первые. Отсюда и путаница...

Уверена, ИИ XXI века рано или поздно свою ошибку исправит!))

На этом "противоречивые сведения" об этом произведении не заканчиваются. Любопытно, что несмотря на то, что эта симфония - о родине композитора, написана в национальном колорите, рисует картины народного веселья, чешской природы и обычаев, её часто называют Английской. А всё потому, что впервые это произведение было издано в Лондоне, во время 6-х гастролей композитора в Англии.

Причина следующая: нотный издатель Ф.Зимрок хотел, чтобы на титульном листе партитуры имя композитора было написано на немецком языке. В то время в Чехии была мода на немецких композиторов, на немецкие оперы, на немецкие тексты. Но Дворжак категорически отказался это делать ("гордый богемец!", как потом говорил о нём издатель). Поэтому пришлось издавать это произведение не в Праге.

Кроме того, в 1891 году эту симфонию композитор предоставил вместо диссертации на звание Доктора музыки Кембриджского университета и сам успешно продирижировал "экзаменом".
Интересно, что эту же симфонию Дворжак использовал и для своего "экзамена-избрания" в Чешскую академию наук, литературы и искусства.

Во время создания этого сочинения Дворжак проводил время на вилле, которую купил ещё после своих первых английских гастролей. Наслаждался природой, захаживал в местные трактиры, общался там с простыми людьми, слушал их песни.

Всё это отразилось в музыке симфонии: пасторальные картины природы, звуки свирели, охотничьих рогов, переклички девушек, собирающих лечебные травы. Есть здесь и его личные раздумья, мысли об историческом прошлом Родины, элегические настроения и моменты безмятежности.

Каждое исполнение этой симфонии публика до сих пор принимает благосклонно. Потому что в ней всё красиво: и мелодия, и стройная форма, и яркий колорит, и оркестровка, и длится она чуть дольше получаса.

Музыковеды находят в этом произведении влияния предшественников и современников композитора: Гайдна, Бетховена, Брамса, Чайковского. Это взаимодействие помогло Дворжаку создать своего рода шедевр.

Так сложилось, что невероятная популярность Симфонии №9 "Из Нового Света" заслонила многие произведения композитора. Но многие исследователи, слушатели, музыканты считают соль мажорную 8-ю симфонию лучшей, и она давно стала солидным вкладом композитора Антонина Дворжака в мировую музыкальную культуру.

Несмотря на то, что в жизни всё может быть...

Подписывайтесь на КАНАЛ

Здесь можно отдохнуть, расслабиться, послушать музыку, узнать то-сё о жизни музыканта и даже о культуре Китая

#музыка #дворжак #симфония #работамузыканта #оркестр