Найти тему

РУССКОЕ ДВОРЯНСТВО: НА ПЛЕЧАХ КОГО ДЕРЖАЛОСЬ РОССИЯ?

Петром Великим дворянство задумывалось как сословия служивых людей, которое должно заменить патриархальное и архаичное боярство. Для этого необходимо было начать формировать этические и нравственные устои нового сословия. В связи с этой потребностью, в свет начинают выходить литературные памятки, которые давали идеалы для подражания юным дворянам.

Титульный лист факсимильного издания
Титульный лист факсимильного издания

«Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению» является самой значимой литературной памяткой того времени. Акцент в нём был сделан на регламенте отношений с начальством, духовенством, в семье и слугами, а также на правилах поведения в различных ситуациях. Согласно руководству, грубость, пьянство, мотовство были неприемлемы для молодого дворянина. Стремится же должны были к ответственности и вежливости. Также давались советы практического характера о том, как себя вести за столом:

«Младые отроки не должни носом храпеть, и глаза моргать и шею и плеча якобы из повадки трести, и руками не шалить, не хватать, или подобное неистовство не чинить».
Коронационный портрет Петра 3
Коронационный портрет Петра 3

Стоит сказать, что по началу, Петр задумывал дворянство под нужны государства и не служить они не могли, но со временем это положение начало меняться. Происходить уменьшение мобильности т.е. прекращается нарождение нового дворянства, сословия приобретает более закрытый характер. Дворяне же место выполнения своих прямых профессиональных обязательств – служения Отечеству – они начинают жить в свое удовольствие жизнью частного человека. Окончательно новое положения дворян закрепляется после 1762 года, когда Петр 3 издал «Манифест о дворянской вольности», которая позволяла им уйди со службы. Это расширила приватную сферу и стимулировала возникновения фигуры частного человека. Через это происходила постепенное самоопределения и высвобождения сферы личностного существования у дворянина.

Литературные чтения, 1866 год. Владимир Маковский.
Литературные чтения, 1866 год. Владимир Маковский.

Нравственно-этическим стержнем русских дворян являлось представления о православном благочестии, после это, можно выделить, навеянные западноевропейским культурным контекстовом, элементы рыцарства и античная героика.

Русский писатели Ф.В. Булгарин писал, что «Сущность дворянского тона: непринужденность и приличие. Во всем наблюдается середина: ни слова более, ни слова менее; никаких порывов, никаких восторгов, никакого удивления. Наружность – лёд, блестящий на солнце. Русский аристократический тон и манера поведения заключается: «то, что французы называют la contenance, les manieres le bon ton (выдержка, манеры, хороший тон – прим. автора), и что заключается в русском слове светскость»

Сергей Львович Пушкин, отцу поэта, принадлежат такие слова: «Всякий благовоспитанный человек нашего века обязан уметь: войти в комнату, болтать по-французски обо всем и ни о чём, знать наизусть тысячи изречений и разных сентенций, участвовать в спектаклях, живых картинах, общественных играх: точно также он должен настрочить альбомный куплет по-русски и по-французски или на ином европейском диалекте».

"Русская гвардия в Петергофе" 1855 год. Франц Крюгер.
"Русская гвардия в Петергофе" 1855 год. Франц Крюгер.

Дворянину сызмальства прививалось, что ориентироваться нужно не на успех, а на идеал. Быть храбрым и честным, и умным, следовало не для достижения карьерного положения или благополучия финансового, а потому, что он обязан быть таким в силу своего высокого положения. Служение Отечеству – это норма для любого порядочного дворянина. Одиноко было чёткое разделение службы, как выполнения какой-то работы и службы, как проявления патриотического долга перед Отечеством. Тут же можно вспомнить «Служить бы рад, прислуживаться тошно» слова Чацкого из «Горе от Ума».

Какой же был нравственно-этический идеал у русских Дворян? Это были люди высоких идеалов, которые осознавали свое высокое положение и поэтому соответствовали высоким моральным и этическим качествам. Храбрость, образованность и принципиальность, а также жертвенность и чувства долга были присуще этому сословию.