Сооснователь компании по аренде самокатов «Юрент» Андрей Азаров дал интервью программе RTVI «Хроники нового мира». Он рассказал, когда появятся российские самокаты, повысят ли шлемы безопасность движения и возможно ли пересадить чиновников на самокаты.
О бурном развитии кикшеринга (проката самокатов) в России
Люди в России очень любят новое, очень высокая адаптация к новым сервисам. У нас был лучший финтех, все ставят приложения. В Москве очень активно развивался, был лучший каршеринг в мире, самый большой по объему. Такси — одно из лучших в мире: классы, цена, скорость подачи. Многие сервисы в России очень быстро, революционным путем развиваются.
И второе — очень быстро меняется инфраструктура. Если сейчас посмотреть на количество велоинфраструктуры в Москве, то стало много полос в центре города по сравнению с тем, что было.
Личных самокатов продавалось до полумиллиона в год, когда публиковалась статистика. Шеринговых сейчас, я думаю, что порядка 300 тыс. по стране. Может, чуть-чуть меньше — 280 [тыс.] шеринговых. Личных больше, и покупаются каждый год, просто они ломаются чаще и их меняют.
О ненависти к самокатчикам
Что-то новое вызывает часто разные эмоции: либо слишком хорошо, либо слишком плохо.
Я думаю, что происходит процесс адаптации, и когда все участники движения привыкнут друг к другу — самокатчики привыкнут к машинам и пешеходам, пешеходы привыкнут к самокатам, машины привыкнут к самокатам — то все будут жить дружно, скажем так.
В целом жалобы не растут, а количество самокатов растет. Если посмотреть удельное количество негатива — его не больше. Просто самокатов больше, и кажется, что и проблем больше, а на самом деле их меньше.
Про каршеринг было то же самое. Все говорили: «В каршеринге едут наркоманы, люди без прав, они не умеют ездить, на свою машину не накопили, едут на каршеринге».
Каршеринг запустился в 2012 году, массово стал развиваться в 2015-2016. За пять-шесть лет все к этому привыкли, как к чему-то обычному. Самокаты активно начали развиваться в 2020 году, наверное.
О соблюдении правил
У нас есть много офлайн-консультантов, которые тем, кто первый раз становится на самокат, рассказывают, как ехать: нужно не разгоняться первый раз, спешиваться на переходе, не кататься вдвоем, потому что это небезопасно и тормозной путь выше, и вообще, это запрещено.
Мы примерно каждый год проводим какие-то социальные кампании. В этом году активно работали с теми, кто катается вдвоем, и боролись с этим.
Нам помогают сотрудники ГИБДД. Они проводят рейды, останавливают, выписывают штрафы.
В Москве камеры уже появились, которые распознают, когда едут вдвоем. Штраф придет к нам, у нас есть внутренний штраф за катание вдвоем.
Если мы говорим про «сигналить и не сигналить в спину», я считаю, что не надо сигналить. Это вызывает стресс, негатив и остальное. <…> Не нужно это делать просто так, для того чтобы предупредить, что ты здесь едешь.
Нормальная культура вождения приходит постепенно. Я думаю, что если все вспомнят — 10 лет назад и машины парковались в три ряда у Курского вокзала, и люди любили посигналить, и в «шашки» играли более активно, и нарушений скорости было явно больше.
Чрезмерное регулирование здесь не нужно. В целом есть очень простые правила: спешивайся на переходе, не катайся вдвоем, не катайся нетрезвым.
О шлемах
Я смотрел недавно исследование про шлемы и велосипеды в нескольких странах. Говорят, что в целом шлем защищает. Он не является панацеей, не спасает. Но есть несколько «но». Если всех заставлять носить шлемы, то упадет количество людей, использующих [вело]транспорт. Будут больше использовать машины, будет больше травм.
В Англии проводили исследование. Когда заставляли людей брать шлемы, они стали меньше ездить на велосипеде, и увеличилось количество смертей, связанных с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Они говорят: у нас в год 10 смертельных аварий с велосипедами и 10 тыс. людей, погибающих от сердечно-сосудистых заболеваний.
Опять же, когда у тебя скорость внутри города низкая, то твои аварии не такие критичные. Проблема в скорости, проблема, что автомобиль едет 60+20 [км/ч], 79 [км/ч], а рядом едет велосипедист и самокат со скоростью 20 [км/ч].
Поэтому шлемы — это такое… Это приятное, необязательное дополнение. Оно, скорее, долгосрочно сделает хуже, а не лучше.
О том, часто ли воруют самокаты
Нет. Вначале, мне кажется, больше тащили, потому что не понимали.
Тебе некуда его деть. Раньше были самокаты, которые ты мог еще разобрать и продать на запчасти в розницу. Сейчас у трех игроков эти самокаты, ты никому не продашь.
Если ты хочешь себе самокат, тебе проще купить более легкий, который сделан для частного пользования, чем тяжелый шеринговый. Модели частные и шеринговые отличаются, поэтому нет смысла воровать.
О видео, на которых выкидывают самокаты
Это вандализм, это не воровство. [Мотивация —] видос снять, лайки собрать.
Потом их находим. Родители очень расстраиваются, когда им приходится по 100 тыс. руб. платить за поврежденный самокат.
Это же часто даже не наши пользователи. То есть он увидел самокат, стоящий где-то еще, взял его, поднял, сбросил куда-то.
Об угрозе полного запрета кикшеринга
С 1 сентября аренда электросамокатов в Париже прекращена. В апреле против проката высказались почти 90% проголосовавших горожан (при этом явка составила 7,46%). «Я буду руководствоваться мнением горожан, и с 1 сентября в Париже аренда электросамокатов будет прекращена», — обещала мэр Анн Идальго.
В марте российский сенатор Андрей Клишас предложил убрать электросамокаты с улиц, оставив их только в парках и частных поселках.
Париж — это исключение. Там было много компаний самокатных. После этого мэр-популист провела офлайн-референдум, в котором приняло участие 7% жителей города, довольно возрастных, которые на офлайн-референдуме проголосовали против.
И они проголосовали не против самокатов. В целом мэр и сама могла прекратить эту работу. Это был трехлетний контракт, и референдум был про то, чтобы не продлевать контракт.
Сейчас есть обратная история. Скоро будет Олимпиада в Париже, и они обсуждают, что, может быть, нужно вернуть микромобильный транспорт.
Причем убрали самокаты, и все эти компании увеличили количество электровелосипедов, то есть в целом для жителя города ничего не поменялось.
Мэр-популист — «молодец». Она так подумала: «У нас есть проблемы с экономикой, с забастовками. Как будем проблему забастовок решать? Запретим самокаты».
Мы ведем диалоги с мэриями.
[Мэр Москвы Сергей] Собянин сказал, что мы не будем запрещать самокаты, будем регулировать. Это нормальный процесс. Снижение скорости, закрытие каких-то районов, скверов, парков, где гуляют с детьми, — это правильный процесс, в котором мы вместе с городом идем. Мы находим места, где есть высокий риск, и закрываем их, потому что никому не нужны лишние травмы ни с чьих сторон.
О брошенных самокатах
Есть маленькая тайна: в какой-то момент GPS в центре города стал плохо работать, в мае. И после этого стало сложнее. Вы приезжаете к парковке, но находитесь, по нашим данным, не на ней, и вы не можете даже закрыть на парковке.
Сейчас мы проинвестировали — у нас, мне кажется, 200 человек, кто занимается порядком на улицах, то есть ездят от станции метро к станции на парковке и пытаются их поставить ровно.
Второе — это штрафы. Если ты такой «молодец», бросил посреди тротуара самокат — будь добр, получи штраф.
Мы же знаем по фотографии, когда ты завершил поездку. Не всегда последний [пользователь] виноват, иногда человек поставил, кто-то подошел и бросил самокат. Бывают такие люди, которые вандализмом занимаются.
О кикшеринге в Москве
Москва говорит: «Мы видим плюс в последней миле в транспорте». Люди на самокатах доезжают до метро, до остановок общественного транспорта и дальше едут на общественном транспорте. Это снижает количество пробок.
Летом количество поездок на самокатах было больше количества поездок на электробусах.
[В Москве] у каждой компании по 20 тыс. самокатов. Три компании — 60 тыс. самокатов.
Каждый год меняется оферта, [число самокатов] может увеличиться. Я думаю, что не хватает этого количества, то есть спрос выше, чем есть.
Мы вместе с городом смотрим, в каких районах есть высокий спрос. На самом деле очень высокий спрос не в центре города, а в спальных районах, где метро находится далеко от домов, где нужно [пройти] километра полтора-два, — это идеальное расстояние, чтобы проехать на самокате, а не ехать на машине и идти пешком.
О новых правилах дорожного движения
С 1 марта 2023 года электросамокаты, гироскутеры и моноколеса классифицируются как средства индивидуальной мобильности. Их максимально разрешенная скорость ограничена до 25 км/ч. Передвигаться по тротуарам, велосипедным и пешеходным дорожкам разрешается только на электротранспорте, который весит не более 35 кг.
Безопаснее точно стало. Пропорционально количество аварий на количество поездок упало на 30%, наверное.
Но это же еще происходит с образованием. В прошлом году человек первый раз поехал, а в следующем году у него уже есть опыт. В целом происходит образование аудитории. Здесь можно, конечно, связать и с ПДД, но в целом еще происходит просто само по себе, культура меняется.
О типичном пользователе самокатов
Это мужчина. 80% — это мужчины 25-35 лет. Это не школьники, не студенты, потому что в целом это не бесплатный вид транспорта. Для кого-то это тоже дорого, кто-то пешком предпочтет идти.
Я видел разных нарушителей. Я видел родителей с детьми, кто попадал в аварию. Он резко притормозил, а ребенок не удержался на самокате. Видел молодых людей, которые катаются вдвоем, видел взрослых людей, видел парней, видел девушек. Пенсионеров не видел, катающихся вдвоем. Я бы не сказал, что есть какой-то типичный портрет нарушителя.
О сделке с фондом АФК «Система» — Sistema SmartTech
В 2020 году АФК «Система» сообщила, что создала венчурный фонд Sistema SmartTech для финансирования стартапов на ранней стадии развития. Управляющим партнером фонда стала дочь министра обороны России Ксения Шойгу. В 2021 году Sistema SmartTech инвестировал 200 млн руб. в «Юрент».
До сделки я не был знаком с Ксенией Шойгу.
Мы искали инвесторов. У АФК «Система» было несколько разных фондов с разными фокусировками. Этот фонд был на российский бизнес, развивающийся. Там чеки были, подходящие нам. Какие-то фонды искали более крупный бизнес. То есть мы сами их нашли.
Мы уже тогда в Москве отработали сезон, это был 2021 год.
Об импортозамещении самокатов
Я думаю, что через два года мы увидим российские самокаты. Они уже есть, есть уже несколько компаний, кто делает российские самокаты.
Есть компоненты разные. Ты можешь раму, алюминий здесь делать, ты можешь колеса делать здесь, ты можешь какие-то части, батарею собирать здесь. Какие-то электронные компоненты ты закупаешь в Китае. Но в целом, как и самолет: он же тоже собирается из множества компонентов откуда угодно, то есть не 100% ты все производишь сам.
Скорее всего, ты не сможешь 100% сделать локализацию самоката. Есть многие микросхемы, нет смысла их локализовывать, когда ты можешь их закупать у других производителей.
Сейчас есть много субсидий в импортозамещение. Если будут давать льготы на локальное производство, это будет большой бизнес. Есть много личных самокатов и шеринговых, там довольно понятный, прогнозируемый уровень спроса.
Мы общались с «Москвичом», я говорил: «Давайте вы будете производить». Есть понятный спрос. Я думаю, что к этому придет, что со временем автопроизводители будут производить самокаты.
О том, можно ли чиновников пересадить на самокаты
Я общался с несколькими депутатами, кто первый раз в этом году встал на самокаты и получил очень необычный опыт. Обычно все боятся, когда первый раз пробуют, говорят: «Ой, это прикольно».
Я верю, что можно пересадить чиновников на самокаты. Вопрос — в каком городе. Я считаю, что это хорошо. Я даже объясню, почему: ты будешь очень хорошо понимать, что происходит у тебя в городе. Когда ты проедешь на самокате, ты очень четко поймешь, какое качество дорожного покрытия, где ямы, как здесь женщины с колясками спускаются с бордюра высотой 20 см. Мне кажется, что для жителей города это будет прекрасное событие.