Добрый день, друзья! С обзорами пришлось немного повременить, ибо осень, она как Новый год - вся жизнь с последними уходящими моментами лета начинается с чистого листа. Листья опадают с деревьев, кружась в осеннем грустном вальсе, а мы, обычные люди, тоже, подобно этим листьям, кружимся в рутине забот и хлопот...
Ну, довольно романтики.
Соскучились по господину Моэму? Сегодня я представлю вам краткий литературный обзор на ещё одну довольно популярную из его книг - "Луна и грош" (в ином переводе "Луна и шесть пенсов").
Сентябрь я встретила на страницах этой странной, проникновенной до глубины души повести о биржевом маклере, успешном человеке, у которого, казалось бы, было всё, о чём мечтает любой мужчина: высокооплачиваемая работа, любящая семья, положение в обществе... И однажды Чарльз Стрикленд, этот самый мужчина, внезапно исчезает. Как и в произведении С.Моэма "Острие бритвы", в книге "Луна и грош" отыгрывается та же самая сцена с "наблюдателем", коим является сам мистер Моэм; однако теперь "наблюдатель" не просто комментирует происходящее и даёт советы, но и принимает непосредственное участие в действиях героев. Так, жена Стрикленда, после исчезновения мужа, просит Моэма отправиться в Париж, чтобы выяснить причину такого внезапного поступка. Она убеждена, что Чарльз покинул Лондон из-за женщины. Однако, по прибытию в Париж, писатель узнаёт, что Стрикленд не просто отринул все любовные порывы, он... решил стать художником. И более того, бывший биржевой маклер кардинально поменял своё отношение к миру. Он стал холодным, безучастным, жестоким. Судьба жены и детей его больше не интересовала, для него они стали ничем. Всё, что стало занимать его рассудок - поиск Прекрасного, поиск Истины.
Картины, которые рисовал Стрикленд, были, по меркам ценителей искусства, отвратительны и непонятны. Их не покупали и за грош, ведь то, что он изображал, было будто бы выше людского сознания. Фрукты были бесформенными, человеческие тела диспропорциональными. Но то, как были наложены краски, то, как смело и властно были переданы эти нарочито противоречащие природе формы, заставляло людей с чистым сердцем видеть в этих картинах шедевр.
Стрикленд, тем временем, вел жалкое существование: практически ничего не ел, скитался по улицам, стоически переносил все тяготы. И всегда на его лице была лишь сардоническая улыбка, а по отношению к окружающим он так и оставался презрительным. После того, как Стрикленд довёл женщину одного из своих благодетелей до самоубийства, Моэм, как непосредственный участник этой драмы, от всей души возненавидел странного художника. Повстречавшись с ним, однако, вскоре после этих событий, Стрикленд спросил его: "А разве они любили друг друга, чтобы винить меня в случившемся?". И это было жестокой, непреложной истиной. Вскоре художник уехал на Таити, остров своей мечты, где спустя время умер. Когда С.Моэм решил узнать, что же произошло, оказалось, что до последнего вздоха Стрикленд рисовал, пока не заболел лепрой. И даже после этого не бросил краски и кисти. В его руках это был ключ в мир познания, выражение той скрытой любви и боли, которые он отринул.
А некоторое время спустя картины Чарльза Стрикленда стали настоящими шедеврами. Их стали покупать за огромные деньги, обладать хотя бы одним из его творений могли теперь только очень богатые и влиятельные люди. Книга завершается философскими размышлениями: удивился бы нищий художник-скиталец, если бы узнал, что его картины, прежде стоящие грош, стали подобны далёкой и прекрасной Луне? Вряд ли. Ведь он будто бы постиг Бога через Красоту.
Прочитав "Луна и грош", у меня почему-то возникли аллюзии на библейские темы. Стрикленд, будто ветхозаветный Бог, постигший глубины бытия, стал жестоким и бессердечным, но эти жестокость и бессердечие имели не злое начало, а доброе, справедливое. Ведь верно же говорят, что иногда лучше горькая правда, чем сладкая ложь?
На всём протяжении романа к казалось бы отвратительному Стрикленду все проникаются некой любовью. О нём хочется заботиться, за ним хочется идти. Это ли не очередная отсылка к Ветхому Завету? Только в данном случае оплот мироздания - Красота. Красота души. Она требует силы духа, стойкости и уверенности в себе. Иногда нам непонятны её образы, но если заглянуть глубоко в сердце, то можно отыскать там ключи к её познанию.
Кстати, ещё эта книга навеяла мне воспоминания об одной песне группы Alai Oli - "Я буду с тобой". Вот прям песня именно про Стрикленда, того, которого я представила: холодного, безучастного, но того, которому веришь.
Книгу рекомендую прочитать людям, сомневающимся в своём таланте. Даже если ты делаешь то, что никто не ценит и не принимает, верь: однажды ты проснёшься великим. Даже если сейчас твои старания стоят какой-то жалкий грош, однажды они станут кусочком заветной Луны.
Подписывайтесь на мой канал, давайте читать вместе!