1. Биография писателя и история создания "Горе от ума"
Год рождения драматурга точно не известен: 1790, 1794, 1795. Но день - 4 (15) января.
Он из дворянской семьи. Воспитанием, довольно строгим, занималась мать. Она же дала ему первое образование. Дома Александра Грибоедова обучали профессора.
Затем он продолжает обучение в Московском университете. Он стремился к знаниям, был полиглотом, изучал культуру, историю, философию.
В 1812 отправляется в составе гусарского полка воевать против Наполеона. Но по-настоящему принять в войне участие не удаётся.
В 1816 году он уходит в отставку и поступает на службу в Коллегию иностранных дел. Однако больше времени он уделяет литературному творчеству.
Он принимает участие в дуэли из-за балерины Истоминой. Он был в ролик секунданта, но в итоге обвинили его.
Он отправляется в Персию. Но и в путешествии он вновь участвует в дуэли, стреляется с будущим декабристом Якубовичем.
В Персии он много работает, борется за возвращение на родину русских солдат.
В 1820 году он пишет письмо:
"Тут вы долго ко мне приставали с вопросами, написал ли я что-нибудь для вас? — Вынудили у меня признание, что я давно отшатнулся, отложился от всякого письма, охоты нет, ума нет — вы досадовали.— Дайте мне обещание, что напишете.— Что же вам угодно? — Сами знаете.— Когда же должно быть готово? — Через год непременно. — Обязываюсь.— Через год, клятву дайте... И я дал ее с трепетом. В эту минуту малорослый человек, в близком от нас расстоянии, но которого я, давно слепой, недовидел, внятно произнес эти слова: лень губит всякий талант... А вы, обернясь к человеку: посмотрите, кто здесь?.. Он поднял голову, ахнул, с визгом бросился мне на шею... дружески меня душит... Катенин!.. Я пробудился.
Хотелось опять позабыться тем же приятным сном. Не мог. Встав, вышел освежиться. Чудное небо! Нигде звезды не светят так ярко, как в этой скучной Персии! Муэдзин с высоты минара звонким голосом возвещал ранний час молитвы (— * ч. пополуночи), ему вторили со всех мечетей, наконец ветер подул сильнее, ночная стужа развеяла мое беспамятство, затеплил свечку в моей храмине, сажусь писать и живо помню мое обещание; во сне дано, наяву исполнится".
Из письма становится понятно, что Грибоедов скоро начнёт работу над пьесой "Горе от ума".
В 1822 году Грибоедов сочиняет первые два акта пьесы. Через год последние два акта.
Цензура пьесу запрещает. Печатаются лишь фрагменты. Но сами читатели распространили это произведение.
Грибоедов пытается написать ещё произведения, но в итоге самым значительным оказывается только "Горе от ума".
Сама пьеса появилась незадолго до перелома - восстания декабристов.
Как только Грибоедов вернулся, его тут же отправляют на допрос. Грибоедов не признает за собой никакой вины, участия в восстании он не принимал.
Его отпускают и отправляют к месту службы. Он выступает в роли дипломата во время войны с Персией. Проявляет себя удачно. Александра назначают послом в Персии.
Он отправляется в Тегеран. Но в 1829 году 30 декабря посольство рушат, а всех сотрудников жестоко убивают. Самого Грибоедова узнали лишь по ране, которую он получил на дуэли с Якубовичем.
2. Сюжет пьесы
Действие пьесы происходит в Москве в доме Павла Афанасьевича Фамусова - управляющего в казённом месте.
Действие 1
Рано утром служанка Лизанька пытается разнять Софию, дочь Фамусова, и Алексея Молчалина, секретаря Фамусова. Они сидят в комнате и не хотят расходиться.
Появляется Фамусов и видит, что Лиза переставила стрелку часов, чтобы якобы не разбудить Софию. Лиза говорит, что девушка зачиталась. Фамусов не видит прока в книгах: что от французских, что от русских. Она начинает громко говорить, чтобы барышня её услышала. Та отзывается, и Фамусов на цыпочках уходит.
Наконец, София и Молчалин выходят из комнаты. Бранятся с Лизой. Расходятся. Но тут Молчалин сталкивается с Фамусовым.
Фамусову не нравится, что в столь ранний час Молчалин оказался рядом с комнатой Софии. Он снова говорит о вреде чтения французских книг. Фамусов ждёт, когда мода на все французское пройдёт.
Фамусов вспоминает о смерти жены, о воспитательнице Софии, мадам Розье, которую увели из дома. Он считает, что достаточно примера отца, такого как он, чтобы воспитать хорошую дочь.
Но теперь ему приходится видеть, что София видится с Молчалиным.
София пытается убедить отца, что это случайность. Встретились они потому, что побежали на крик Фамусова.
София рассказывает сон. В нем она увидела молодого, но бедного человека. На что Фамусов сразу отреагировал нежеланием видеть рядом с дочерью бедняка.
София продолжила. Она с этим человеком сидит в тёмной комнате. И вдруг появляется взлозмаченный Фамусов, за ним куча людей. Они растаскивают Софию и молодого человека. После этого она проснулась.
Молчалин тоже говорит, что услышал голос и пришёл, чтобы разобраться с бумагами. Фамусов идёт с ним, а Софию отправляет вновь поспать.
Лиза укоряет Софию, но та думает только о любви к Молчалину. Ей нравится его молчаливость.
Лиза же понимает, что Фамусов не одобрит выбор дочери. Она говорит о Скалозубе - богатом полковнике. Об Александре Чацком - умном молодом человеке, с детства знакомым с Софией.
Но Софию он не интересует. Чацкий может лишь рассмешить. Его давно не было, он лечится. А Молчалин рядом.
Появляется Чацкий. Он видит, что София не очень рада видеть его. Тогда он начинает расспрашивать о её жизни. Не влюблена ли? Как Москва?
Он расспрашивал знакомых. По его описаниям мы понимаем, что он их высмеивает. Ему не нравится их глупость, пустотность, самоуверенность. Он высмеивает отсутствие морали, обилие заимствований из других языков. Высмеивает он и Молчалина, но понимает, что такие бессловесные конформисты далеко пойдут.
Это выводит Софию из себя. Она хочет понять, способен ли Чацкий сказать что-то хорошее? Он говорит ей о своей любви. Потом, видя, что неприятен, уходит обедать.
Чацкий пересекается с Фамусовым. Тот хочет расспросить его о путешествии, но Чацкий, явно расстроенный недоброй встречей с Софией, спешит откланяться.
Действие 2
Фамусов зовёт слугу, чтобы записать свои планы. В основном, это обеды, встречи, погребения.
Он считает, что о себе важно оставить хорошую память, быть богатым, жениться на богатой, оставить наследство потомкам.
Возвращается Чацкий. Он расспрашивает о Софии. Вызывает тем самым подозрения у Фамусова: не хочет ли молодой человек жениться? А если хочет, сперва пусть послужит.
"Служить бы рад, прислуживаться тошно", - отвечает Чацкий.
Фамусов говорит, что всегда так было. Все прислуживали и достигли больших высот.
Чацкий настаивает на своём.
Тогда Фамусов видит в нем бунтовщика, революционера.
Чацкий считает, что сейчас не то время, оно стало свободнее.
Чацкому в человеке важны самоуважение, желание видеть новые места, умение служить делу, но не людям.
Он вызывает гнев в Фамусове и оставляет его в покое.
Появляется полковник Скалозуб. Фамусов просит Чацкого при нем не озвучить такие ужасные мысли.
Фамусов расспрашивает Скалозуба о былом прошлом, о том, как тот получал свои звания. Скалозуба звание интересует больше всего остального. Всё свое окружение он оценивает военной терминологией.
Фамусов хочет выяснить, не желает ли Скалозуб жениться. Тот не против. Фамусов говорит, как важно сохранять дворянские традиции и ценить человека по его имуществу, заработанному родителями. В этом плане Москва - его идеал.
Чацкий осуждает оставшиеся предрассудки. Фамусов осуждает нежелание Чацкого служить. Молодой человек в ответ произносит известный монолог.
К окну резко подбегает София. Она в истерике: с лошади упал Молчалин. Она падает в обморок.
Чацкий не понимает её обморока. Она же вновь обвиняет его в бесчувственности. Вносят Молчалина.
Чацкий не выдерживает и уходит. София приглашает Скалозуба вечером на бал.
София волнуется за Молчалина. Она не боится, что другие узнают о них. Но Молчалин, наоборот, намекает, что делать не следует. Иначе слухи быстро распространятся.
София уходит. И тут же Молчалин начинает ухаживать за Лизой. Он приглашает её к себе. Софию же он любит по должности.
Действие 3.
Чацкий требует от Софии признания, кого она любит. Она не признается, но становится понятно, что мил ей именно Молчалин. Она объясняет почему, но Чацкий понимает, что на самом деле она его не уважает. Про Скалозуба она вообще говорить не хочет.
София уходит к парикмахеру, оставляя Чацкого ни с чем.
Появляется Молчалин. Чацкий заводит разговор о его жизни. Молчалин считает, что у каждого свой талант. У него: умеренность и аккуратность.
Молчалин узнает, не получил ли Чацкий чины и жалеет, потому что к этому не стремится.
Чацкий явно противопоставлен Молчалину. Для Молчалина важны связи и хорошее отношение. Чацкому же важны люди и искренность. Молчалин молчит, так как считает, что в его возрасте не положено иметь свое мнение и тем более его высказывать. Чацкий же использует любую возможность, чтобы донести свою мысль о происходящем.
Начинают на бал приходить гости. Все - представители Фамусовкого общества: мещане, которых интересуют только бытовые вещи, вроде женитьбы, денег, статуса. Каждый думает только о себе, своей выгоде.
Чацкий бросает едкие замечания обществу, а Молчалин старается услужить. София вновь злится на Чацкого.
Она говорит, что тот сошёл с ума. И этот слух сразу разносится по всему обществу. Все быстро начинают выступать против него. В сумасшествии обвиняют его мать, современные учения, образование. Фамусов, как итог, требует сжечь все книги, чтобы не плодить безумие.
Появляется Чацкий, и все обращают на него внимание. Даже пытаются ухаживать за ним.
Чацкий произносит огромный монолог о том, что в России нет ничего русского, все заимствовано, все скопировано, но сделано неумело, смешно.
А потом он видит, что никто его давно не слушает. Все танцуют.
Действие 4
Постепенно гости расходятся. Кто-то не доволен Чацким. Кто-то просто не любит балы, но во всем подчиняется жене.
Чацкий тоже ждёт карету. Он разочарован обществом. Больше в нем нет надежды.
На крыльцо падает Репетилов. Он говорит, что находит в Чацком что-то родственное. Репетилов намеренно унижает себя. Он говорит, что жил впустую: пил, танцевал, играл, обманывал.
Но теперь он вступил с тайное общество. И все изменится. Репетилов зовёт туда и Чацкого, но тому подобное неинтересно.
Репетилов нахваливает членов общества, но выходит не очень. Они показаны глупыми и никчемными, а Репетилов хуже их всех.
Появляется Скалозуб. Репетилов к нему. Он тоже зовёт его в общество. Но Скалозубу интересна только служба. Репетилов тоже пытался служить, как и Чацкий, но не смог. Только причина в том, что он не пробился, а Чацкий не захотел прислуживать.
Снова появляется куча людей, которые обвиняют Чацкого в сумасшествии. После все уезжают. Репетилов тоже.
Чацкий слышит, что о нем говорят, от чего впадает в уныние.
Он слышит Софию. Она зовёт Молчалина. Чацкий прячется.
За Молчалиным идёт Лиза. Он давно спит. Но просыпается, видит Лизу, снова начинает ухаживать за ней. О Софии он говорит, что это несерьёзно. Она разлюбит его, как разлюбила Чацкого. Это слышит сама София.
Молчалин в это время объясняет, почему он так себя ведет.
Показывается София, Молчалин понимает, что случилось, и теряется.
София требует, чтобы Молчалин исчез из дома Фамусова, иначе она все расскажет отцу.
Молчалин испаряется. Появляется Чацкий и кричит на Софию, обвиняя её в притворстве.
Прибегает из-за шума Фамусов. Видит Чацкого и Софию. Обвиняет их в том, что они скрытно встречаются. Грозит, что отправит Софию в глушь, а Чацкого не подпустит. Выясняется, что именно София всем рассказала о безумии Чацкого.
Тогда уже сам Чацкий не выдерживает и произносит заключительный диалог, в котором обвиняет всех в глупости. У него спала пелена с глаз, теперь он видит все в ясном свете. Он уезжает.
Фамусов же убеждается, что Чацкий действительно безумный.
3. Основные герои
Чацкий - молодой человек, воспитанный в доме Фамусова. Долго путешествовал. Он приобрёл за это время большой духовный опыт. Стал иначе смотреть на многие вещи. Поэтому после возвращения в Москву он её не узнает. Ведь теперь он видит то, чем она является на самом деле.
Самое тяжёлое в этой ситуации, что он совершенно одинок. Он один против так называемого Фамусовкого общества.
Чацкий влюблен в Софию и всю пьесу пытается понять, взаимно ли это. Есть детали, которые намекают на то, что раньше София была к нему неравнодушна. При всем своём уме Чацкий слеп, он до конца не видит очевидного: Софии нужен только Молчалин. Понимание этого становится причиной для окончательного разочарования в Москве.
Любовь он понимает рационально, именно поэтому не находит ответа на вопрос, почему София выбрала никчемного Молчалина.
Чацкий отказался от службы, так как не хочет прислуживать. Он не находит себя среди людей, так как то, что их интересует, не занимает его. Он стремится к нравственному и интеллектуальному просвещению. Ценить человека, по его мнению, нужно за поступки, а не за родословную.
Чацкий не боится высказывать свое мнение, хотя оно и расходится с устоявшимися правилами. Но часто он тем самым задевает людей, оскорбляет. Он ставит себя местами выше остальных, считает себя умнее. Так и есть, но высокомерие - не самая благородная черта для человека.
Чацкий олицетворяет век новый, нынешний, но оказался он в обществе века прошлого, минувшего, которое все ещё сильно и не собирается просто так уходить.
Он выступает за свободу мысли и слова, за равенство людей, за просвещение, за достойных и честных людей, которые сами добиваются своих целей, а не через раболепство, подстрекательство и хождение по головам. Он противник излишнего влияния Запада на Россию, ведь и у Отечества есть множество достоинств.
Такой герой станет олицетворением декабристов, которые выйдут на Сенатскую площадь в 1825 году.
Молчалин - безмолвный секретарь, который во всем беспрекословно подчиняется вышестоящим. Он не в праве высказывать свое мнение. Даже любовь Софии он воспринимает как обязанность, он угождает ей этим. Он молчит, когда рядом вышестоящий, но легко проговаривается, когда рядом Лиза, обычная слуга.
Он лицемер, быстро меняет маски в зависимости от ситуации.
Однако нужно понимать, что его положение шаткое. Он беден, незначителен с точки зрения социального статуса. Одно слово Фамусова, и его прогонят, и он умрёт голодной смертью. Он человек, который вынужден выживать.
София - молодая девушка, в чем-то наивная. Но по ходу развития действия она меняется. Она слепо любит Молчалина и не боится молвы о них, так как уверена, что Молчалин любит её в ответ. Но она будто не понимает, что с Молчалиным ей в любом случае не быть. Он ниже её в социальной лестнице.
Она очень эмоциональная, особенно в те моменты, когда в центре внимания оказывается Молчалин. Она живёт чувствами, из-за чего, не подумав, мстит Чацкому за его злые высказывания в сторону Молчалина, и его обвиняют в сумасшествии.
В конце она, как и Чацкий, разочаровывается в возлюбленном, становится мудрее, разумнее.
Фамусов - барин, помещик, занимает не последнее место в обществе. Его интересует собственная репутация, поэтому он так истерит, когда подозревает Молчалина и Софию, а потом в конце видит Чацкого с дочерью.
Он представитель патриархата, в котором все решает мужчина. Именно он даёт балы, даёт приказания, управляет жизнью своих подчинённых. Он же отправляет Софию в Саратов.
Однако Софию он все же любит, заботится о ней. Но ему важно не то, чтобы она полюбила кого-то, а то, что она выгодно выйдет замуж. Поэтому ни Молчалина, подчинённого, ни Чацкого, который не хочет служить, Фамусов к дочери не подпускает.
Репетилов - жалкая пародия на самого Чацкого. Он неудачник и хвастает этим. Он пытался в карьеру, но провалился. Пробует себя на поприще тайных обществ, жаждущих изменить мир, но ему не хватает ума. Он стремится к новым идеям, но вряд ли чего-то добьётся.
Но зато он единственный, кто не верит в сумасшествие Чацкого. Отъезд Репетилова - Репетиция отъезда самого Чацкого. Он явный двойник, пародия на Чацкого.
4. Образ Москвы
Действие происходит в период между войной 1812 года и восстанием декабристов. Она отстроилась после пожара, стала новой, но предрассудки сохранились.
Отражением Москвы является дом Фамусова. Это большой дом, где почти все двери настежь. Комнаты тоже немаленькие, парадные места красиво обставлены.
Сама Москва тоже описана Скалозубом "дистанцией огромного размера". В ней масса клубов, постоянно происходят балы.
Сами посетители помогают понять Москву. Они болтают о пустом, думают только о насыщении, деньгах, женитьбе. Их интересует только выгода и следование традициям, которые они извратили.
Платон Михайлович - подкаблучник.
Тугоуховский - думает только о том, чтобы свести женихов и невест.
Хлестова - сплетница.
Загорецкий - плут, пройдоха.
Скалозуб - глупый, с высоким самомнением полковник.
Вот она - Москва Грибоедова.
5. Основной конфликт: Чацкий против общества Фамусова
Опредение конфликта пьесы можно найти в одном из писем Грибоедова: "... Ты находишь главную погрешность в плане: мне кажется, что он прост и ясен по цели и исполнению; девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку (не потому, чтобы ум у нас, грешных был обыкновенен, нет! и в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека); и этот человек, разумеется, в противуречии с обществом его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих... "
В пьесе ярко показано противостояние Чацкого и общества Фамусова, века нынешнего и минувшего, старого и нового. Раболепства и самоуважения. Возможности высказывать свои мысли, влиять на людей и желания молчать, чтобы не попасть под горячую руку тех, кто выше.
Поражение Чацкого происходит из-за того, что он в этом обществе один. Неудивительно, что такого человека объявили сумасшедшим.
Он верит в разум, рациональность, но людьми двигаются и другие вещи. Например, мнение большинства. И мнение это ходит вокруг бытовых вещей, эгоизма, высокомерия, желания найти выгоду.
Фамусов и его окружение зависят от мнения. Им важно оставить хорошую память. Чацкому же важнее что-то изменить, сделать мир лучше.
6. Признаки классицизма и отход от них
В пьесе от классицизма сохраняются единство места, действия и времени. У персонажей говорящие фамилии. Характерной для классицизма является стихотворная речь. Классическим является и любовный треугольник.
Но, например, язык комедии явно отходит от принципов классицизма. Мы встречаемся с разговорной лексикой, просторечиями. Написан текст хоть и в стихотвореной форме, но строки имеют разную длину, которая приближает их к обычной речи. Сама речь героев носит индивидуальный характер. Что не характерно для классицизма.
Персонажи становятся куда глубже, чем это было в классицизме. Нет простого деления на хороших и плохих. Есть люди с разными качествами.
Чацкий противопоставлен обществу, у комедии трагичный финал - это признаки уже романтизма.
Обстоятельства при этом типичные, как и герои. Довольно подробно описан быт и нравы людей того времени. Это характерно для реализма.
То есть произведение сочетает в себе черты разных направлений.