Найти тему
Вокруг ТВ

Памяти Нины Ургант: теперь она со своими ребятами из «десятого десантного батальона»

Вспоминает актрису обозреватель "Вокруг ТВ" Сергей Амроян.

Она сыграла более 40 ролей в кино, но стала известной после «Белорусского вокзала». Ветераны принимали ее за свою — так точно и проникновенно исполнила роль медсестры Раи. А ведь она никогда не была на войне — в 1941-м ей было всего 12 лет. «Неужели я так плохо выгляжу?» — удивлялась она, когда ее спрашивала, где конкретно воевала.

Бывают люди, независимо от профессии, встретив которых, ловишь себя на ощущении, что знаком с ними уже давно. Пообщаешься — и будто вовсе твой родной человек. Именно такой была Нина Ургант — теплая, заботливая, простая в самом высоком смысле слова.

Много лет назад мы с коллегой отправились из Москвы в Питер делать с ней интервью. К слову, она не очень-то любила их давать. Вот и мы на протяжении нескольких месяцев уговаривали актрису, убеждали, что каждое слово будет завизировано, клялись, что даже полосы готовые перед уходом в типографию покажем. В итоге она согласилась. Уже был куплен билет, звоню, чтобы все подтвердить, а она: «Сережа, я приболела». Я: «Ой, Нина Николаевна, билеты купили, в ночь выезжаем». — «Хорошо, надеюсь, что у меня ничего серьезного. Жду», — ответила она.

Нина Ургант в фильме «Белорусский вокзал»
Нина Ургант в фильме «Белорусский вокзал»

Перед визитом зашли в магазин, купили винограда, лимонов, меда, клюквы, еще каких-то фруктов, ну, и розы по дороге. Жила она в центре — дом с типичным питерским подъездом и двориком-колодцем, а еще со вторым, «черным» выходом. Открыла нам дверь в полной «боевой готовности» — темном элегантном платье, при макияже — и сразу провела в маленькую и очень уютную кухню. На столе картошка с укропом, селедочка, жареные котлеты, салат, графинчик водки. «Давайте, поедим, а заодно и говорить будем», — предложила Нина Николаевна. Пошли мыть руки, кран в кухне не работал, коллега устремился в ванную, открыл там воду — и его окатило как из душа с ног до головы. «Раздевайся, быстро! — скомандовала Ургант. – Сейчас все высушим».

Мы сидели разговаривали, ели и выпивали. Одежда сохла, а об очень красивые, стройные ноги Нины Николаевны терлись любимые коты. «Давайте, помянем моих ребят из «десятого десантного», — говорила она. — Они всегда вчетвером меня встречали на Ленинградском вокзале, когда я приезжала в Москву. Первым из жизни ушел Леша Глазырин — во время озвучания «Белорусского», и меня уже встречали трое. Леша говорил, что не будет сниматься без меня ни в одной картине. Так оно и вышло. В августе 1987-го не выдержало сердце у Толи Папанова, через пять лет умер Слава Сафонов. А в конце января 1994-го я пришла на встречу с ветеранами войны и блокадниками, и мне прямо перед началом сказали, что в Москве умер Женечка Леонов, последний из моих ребят. Вышла на сцену, начала петь — от слез ничего не вижу, но пою, одна за пятерых, единственная живая из всего «десятого десантного батальона. А в конце сказала, что Леонова больше нет».

Ни к одному из них она на похороны не приезжала, просто присылала телеграммы родственникам. И все. Не осуждайте, она не могла их видеть в гробу.

Нина Ургант
Нина Ургант

А тогда мы болтали обо всем. Нина Николаевна вдруг рассказала о фуршете по случаю концерта в Кремлевском дворце. Там Ургант пела про «десятый батальон», к ней подсела ее любимая певица Алла Пугачева. До этого они не были знакомы, а тут откровенно разговорились по-женски. «Никогда не думала, что Алла может быть до такой степени одинокой! — недоумевала Нина Николаевна. — У меня тоже были приступы дикого одиночества. И чтобы жить, а не существовать, я меняла что-то в своей жизни. У меня было много мужей. И я часто влюблялась в режиссеров, партнеров по съемкам. Были искрометные романы, и длительные, но, когда жизнь разводила нас, мы оставались друзьями. Я благодарна мужчинам за то, что они дарили мне состояние полета и влюбленности — очень важное для моей профессии. Я ведь и в свои пожилые годы играла любовь».

Наверное, мы бы так еще долго сидели, но тут позвонили в дверь. Ургант обрадовалась сыну Андрею и внуку Ивану, которые пришли проведать ее. «Андрюшу, вы знаете, — сказала она нам. — А вот Ванечку пока нет, он работает у нас на радио, но скоро о нем услышите, Ваня – будущая звезда». Предсказания бабушки сбылись: Иван действительно стал одним из лучших телеведущих страны. Мы попрощались и уехали. А через неделю приехали визировать гранки. Нина Николаевна пригласила на спектакль «Комедия из нашей жизни» по пьесе Надежды Птушкиной в Александрийский театр (по этой пьесе был снят фильм «Приходи на меня посмотреть» с Олегом Янковским, Екатериной Васильевой и Ириной Купченко — Прим. ред.). Мы сидели в середине первого ряда – именно такие билеты оставила нам актриса Ургант. Для нас, журналистов, не избалованных вниманием звезд (а скорее привыкших видеть одни капризы), такое проявление внимания было ценным до слез.

Иван и Андрей Ургант с Ниной Николаевной
Иван и Андрей Ургант с Ниной Николаевной

… Я часто звонил Нине Николаевне, поздравлял с днями рождения, другими праздниками, она приглашала в гости, но все как-то не складывалось. А через много лет мы случайно встретились на кинофестивале в Анапе. Она узнала меня, расцеловались. «Разве я могла забыть вас? Все помню — и мед, и виноград», — заулыбалась Нина Николаевна. Она была чудным человеком, замечательной актрисой. Жаль, что и у чуда есть конец.