Вас пригласили выступить на мероприятии и попросили подготовить презентацию. Но что делать, если у вас нет опыта в оформлении слайдов, знакомого дизайнера и вы никогда раньше не выступали?
Собрали для вас пошаговую инструкцию, следуя которой вы узнаете, как спланировать свою речь, какие визуальные приёмы сделают презентацию эффектной и как лучше всего подготовиться к предстоящему выступлению, чтобы его точно досмотрели.
Шаг 1. Поставить цель
До того, как писать речь и верстать презентацию в программе, подумайте, какую цель вы преследуете? Чего хотите добиться этим выступлением?
Если хотите продать продукт, добавьте в выступление несколько врезок, где описываете его достоинства. Минимум две: первую — перед сессией ответов на вопросы, вторую — в самом конце.
Если планируете научить, как пользоваться продуктом, опишите процесс взаимодействия с ним шаг за шагом, с реальными примерами.
Если создаёте инфопродукт, например курс по фотографии, расскажите подробнее об успешных кейсах тех, кто уже испробовал его на себе.
Шаг 2. Подготовить презентацию
Презентация — это подсказка для вас. Она поможет структурировать выступление и удержать внимание слушателей.
Стандартная структура презентации выглядит так:
1. Первый слайд — визитка. На нём указывают тему выступления и имена всех спикеров, участвующих в выступлении, если их несколько.
2. Второй слайд — самопрезентация. На этом слайде автор кратко рассказывает о себе: чего добился, в каких проектах участвовал, где работает сейчас.
3. Третий и последующие слайды посвящены основной теме выступления. Здесь можно рассказать о проблеме и путях её решения. Показать статистику или исследования, обрисовать конфликт, трудности, с которыми пришлось столкнуться. А затем расписать способы решения этой проблемы и вероятный результат.
Не старайтесь впихнуть в слайды всю информацию, которой хотите поделиться. Выносите в презентацию только самое важное: не всё исследование — а конечную цифру, не все плюсы и минусы продукта — а самые значимые.
4. Отдельный слайд посвятите ответам на вопросы.
5. В конце — не забудьте указать свои контакты и, если презентация предполагает продажу, подробно рассказать о способах оформления заказа.
Шаг 3. Добавить визуальные эффекты, чтобы усилить эффект на зрителя
Заранее уточните, где будет проходить выступление: от цветовой гаммы и размера помещения будет зависеть, какой фон и размер шрифта вам лучше выбрать для слайдов:
- В тёмном помещении слишком светлый фон слайдов будет слепить зрителей. Для таких пространств выбирайте чёрный фон и светлый текст. Если вы будете выступать перед коллегами в офисе, выбирайте светлые тона: белый, молочный, а текст сделайте тёмным. Такую презентацию можно будет распечатать и раздать слушателям.
- Чем больше помещение, тем крупнее должен быть шрифт. Ваш текст должны прочесть зрители, сидящие в последнем ряду.
Дизайн. Не стоит увлекаться шрифтами с тенями и отражениями. Лучше используйте минималистичные и легко читаемые, без засечек.
Логотипы в колонтитулах на каждом слайде будут отвлекать внимание зрителей, поэтому, если они важны, вынесите их на первый и последний слайды, а остальные оставьте для более полезной информации.
Меньше деталей не значит скучнее. Наоборот, это позволит сфокусировать внимание зрителей на главном.
Вёрстка. Текст должен выглядеть опрятно, собранно, а слайд иметь только одну точку фокуса в своей центральной части, чтобы удерживать внимание зрителей.
- Используйте два сочетающихся между собой шрифта во всей презентации: один для заголовков, второй для основного текста. В редких случаях можно добавить третий для цитат и врезок. Шрифты должны быть простыми, с минимумом украшений. Иначе зрители просто не станут смотреть на экран в попытках что-то прочесть.
- Всегда выравнивайте текст по левой стороне, а строки не делайте длиннее 40–45 символов 18-го размера, иначе расстояния между словами могут быть слишком большие, а смысл фразы читателю будет труднее понять.
- Помните про форматирование. Жирным шрифтом можно выделить ключевые слова в тексте или использовать его в качестве варианта подзаголовка на слайде — например, в списке книг выделить название и автора.
- Используйте списки. Они помогают зрителю визуально облегчить восприятие перечисления однородных данных. Используйте нумерованные списки для пошаговых инструкций, а маркированные для перечисления рекомендуемой литературы, имён экспертов или другой похожей информации.
Цвет. Если у компании есть корпоративные цвета, смело их используйте. Когда у вас есть свобода в выборе палитры, придерживайтесь таких правил:
- Используйте 3–5 хорошо сочетающихся между собой цветов — возьмите готовые палитры из интернета или подберите базовые цвета с помощью цветового круга Иттена.
- Выбранные цвета должны быть контрастными для фона и текста, а также важных акцентов. Это упрощает чтение и восприятие текста, а ещё помогает обратить внимание зрителя на детали.
Иллюстрации. Должны дополнять текст и визуализировать его или выражать отдельную мысль. Например, мем с котиками будет уместен в выступлении блогера, продающего свой курс обучения. Но вряд ли подойдёт для презентации профильного исследования или годового отчёта. Следите, чтобы заложенный вами смысл был понятен каждому зрителю. Если есть шанс, что изображение неверно поймут, не используйте его.
Обратите внимание на то, что иллюстрации и текст не должны противоречить друг другу, это сбивает фокус и портит впечатление от выступления.
Также обратите внимание на качество изображения и соблюдение авторских прав. Например, за использование Ждуна без разрешения автора можно получить штраф от 1 500 до 40 000 рублей.
Шаг 4. Готовимся к выступлению
Чтобы всё прошло по плану, продумайте и отрепетируйте речь выступления заранее. Подумайте, как вы построите повествование и как будете взаимодействовать с аудиторией.
Если не знаете, с чего начать, попробуйте сначала рассказать историю. Когда у истории есть герой, который сталкивается с проблемой, находит решение и спасает мир, она становится интересной и захватывающей. На этом принципе построены все популярные книги и фильмы, и он точно не повредит вашему выступлению.
Распишите: что и в какой момент будете говорить, как планируете взаимодействовать с аудиторией. Причём текст выступления не должен слово в слово повторять презентацию. Разнообразьте речь жизненными примерами, шутками и вопросами к аудитории, если это уместно.
Порепетируйте, как вы будете стоять, какие жесты будете использовать, чтобы привлечь внимание аудитории к отдельным доводам или примерам. Например, прямая осанка покажет вашу уверенность в теме и аудитория увидит вас специалистом, достойным доверия.
Не говорите слишком медленно, но и не тараторьте. Одинаковый ритм в течение всего выступления усыпит зрителя. Чтобы сделать речь более живой, используйте акценты и контрасты:
- Меняйте скорость речи. Ускоряясь, вы повысите интерес к выступлению. Замедляясь — вернёте внимание аудитории. Например, можно говорить медленнее, если хотите выделить важные моменты или узнать мнение аудитории.
- Делайте паузы. Паузы — это те же акценты. Вы привлечёте внимание, а слушатели смогут отреагировать на озвученную информацию и подготовиться к новой. Например, если вы хотите дополнить выступление шуткой, обязательно делайте паузу после неё.
- Меняйте громкость речи. Повысьте тон, чтобы не только подчеркнуть момент, но и вдохновить аудиторию, или перейдите на шёпот, чтобы зрители стали ещё внимательнее к вам прислушиваться.
- Добавьте эмоций. Они оживляют речь и вызывают чувства у аудитории. Если рассказать о проблеме более спокойно, а потом бодро и уверенно описать её решение, вы переключите внимание аудитории на то, как классно придумали выйти из неприятностей.
Умение управлять тембром голоса, изменять ритм речи и другие приёмы риторики завораживают и привлекают внимание к говорящему, используйте это в выступлении.
Отрепетируйте: попросите друга послушать вашу речь и рассказать о своих впечатлениях. Что он понял из рассказа? Было ли ему интересно? Какие моменты ему не понравились? Если возможности выступить перед кем-нибудь нет, запишите своё выступление на камеру, а затем сделайте работу над ошибками.
После того как проработаете ошибку, повторите репетицию ещё раз. Ваша задача — довести выступление до автоматизма, чтобы оно звучало максимально естественно.
Если вы нервничаете при выступлениях на публику, представьте, что рассказываете презентацию другу или смотрите поверх голов ваших слушателей, а не на их реакции и взгляды.
Шаг 5. Продумать, как будете вовлекать аудиторию во время выступления
Продумайте вопросы для аудитории и шутки, которыми вы сможете разрядить обстановку или встряхнуть слушателей. Это оживит презентацию и повысит вовлечённость публики. Вот что можно использовать:
- Наводящие вопросы между слайдами с важной и полезной информацией. Так вы стимулируете зрителей думать и концентрироваться на выступлении.
- Задачи, игры, тесты и просто общение с сидящими ближе всего к вам.
Реагируйте на ответы присутствующих жестами, кивком или зрительным контактом. Это покажет аудитории, что вы заинтересованы в них. Поддерживайте любую инициативу публики без критики. Например, фразами «это самый необычный ответ, который я слышал», «отличный вариант» или просто «почему бы и нет». Это повысит интерес слушателей и поднимет их мотивацию участвовать в сессиях вопрос-ответ или интерактивах.
Коротко: что нужно, чтобы составить хорошую презентацию
- Чёткое понимание, что и зачем вы рассказываете, какие цели у выступления
- Структура и логичная последовательность слайдов, как в рецепте сложного блюда
- Эффектное, легко читаемое и воспринимаемое оформление презентации, иллюстрирующее и подчёркивающее самые важные смыслы
- Отрепетированная и продуманная речь, которая будет включать не только монолог, но и способы коммуникации с аудиторией