Найти в Дзене
СТАРЕЕМ КРАСИВО

С юности занималась физкультурой – и в 80 чувствует себя бодро

О своем детстве жительница х. Красный Кут Октябрьского района, Анна Кишка рассказывает с печалью на лице. Родители развелись, они с братом остались с матерью Любовь Ивановной. Пережили оккупацию. Мама трудилась на овчарне, платили там гроши, бедность была ужасающая. Мало того, что голодно, еще и холод доставал. - Мы тогда проживали в одном из хуторов Чернышевского района, который позже был переименован в Советский, - вспоминает Анна Григорьевна. – Степная зона, дрова на вес золота, уголь тоже, а купить не на что, еле концы с концами сводили. Собирали в степи кизяки, топили ими печь. Мерзли неимоверно. Вспомнить страшно. Когда Ане было 15 лет, мама решилась на переезд в Октябрьский район. Тогда многие подались в Красный Кут. Недалеко находилась шахта «Майская», можно было разжиться угольком, да и с работой было полегче. Как и другим девушкам, Ане хотелось получить специальность. Но не срослось. Паспортов у колхозников в то время не было, нужно было получить справку из колхоза. Две Анины

О своем детстве жительница х. Красный Кут Октябрьского района, Анна Кишка рассказывает с печалью на лице. Родители развелись, они с братом остались с матерью Любовь Ивановной. Пережили оккупацию. Мама трудилась на овчарне, платили там гроши, бедность была ужасающая. Мало того, что голодно, еще и холод доставал.

- Мы тогда проживали в одном из хуторов Чернышевского района, который позже был переименован в Советский, - вспоминает Анна Григорьевна. – Степная зона, дрова на вес золота, уголь тоже, а купить не на что, еле концы с концами сводили. Собирали в степи кизяки, топили ими печь. Мерзли неимоверно. Вспомнить страшно.

Когда Ане было 15 лет, мама решилась на переезд в Октябрьский район. Тогда многие подались в Красный Кут. Недалеко находилась шахта «Майская», можно было разжиться угольком, да и с работой было полегче.

Как и другим девушкам, Ане хотелось получить специальность. Но не срослось. Паспортов у колхозников в то время не было, нужно было получить справку из колхоза. Две Анины подруги получили, а ей председатель отказал. Видно, был не в духе, возмутился, мол, если все в город учиться рванут, то некому будет в колхозе работать. Пусть девка телятами занимается. И стала Анна телятницей.

Из архива Анны Кишка
Из архива Анны Кишка

Кстати, назывался колхоз «Россия». Название символ. Анна Григорьевна всю жизнь проработала телятницей, а затем дояркой где? В «России».

Впрочем, она не жалуется. Замуж вышла удачно, муж Виктор был хорошим добрым человеком. Работал водителем и механиком, своими руками мог любую технику отремонтировать, всем давал консультации, делился с молодыми ребятами опытом. Виктор был старше на 6 лет, не пацан какой-нибудь.

Семья Кишка, кстати, одной из первых в хуторе приобрела легковой автомобиль «Жигули» через колхоз. Было это в 60-е годы. Стоило такое железное богатство больше 7000 рублей. А колхозники на трудодень получали 1 рубль- 1 рубль 50 копеек. Но очень уж хотелось заядлому автолюбителю Виктору рассекать по родному хутору на собственной легковушке. Тут главное - цель поставить…

- Скотину, помню, выкормили, продали на базаре, подсчитали деньги и вздохнули грустно, - вспоминает Анна Григорьевна. – Кредитов тогда не давали, ссуд тоже. И отправился Витя по хутору, у людей в долг брать. Почти все, считай, родственники. Один 300 рублей дал, другой – 500, каждый сколько мог. Так и насобирали. Потом долгие годы рассчитывались.

Зато в хуторе в то время «Жигули» купили себе, кроме Анны и Виктора Кишка, только две семьи. Все остальные предпочли более дешевый «Москвич».

Когда еще через какое-то время подросла дочка Татьяна и тоже захотела получить водительские права, то отец прочел ей строгую проповедь. Смысл ее был – нельзя слабому полу технику доверять. Никогда он женщину не пустит за руль своей ласточки. Потом проблем не оберешься.

Виктор Федорович умер, не дожив до 60 лет. Супруги воспитали троих детей – двух сыновей и дочь. Старший Сергей родился через год после свадьбы, младший Николай появился на свет в 1983 году, так что между братьями больше 20 лет разницы. У семьи Кишка есть уже внук и правнук.

Анне Григорьевне в августе исполнилось 80 лет. С юбилеем женщину поздравили глава администрации Краснокутского сельского поселения Владимир Огнев, председатель совета ветеранов поселения Владимир Банько, глава КФХ Валерий Виниченко.

Из архива Анны Кишка
Из архива Анны Кишка

- Такие люди, как Анна Григорьевна, составляют костяк нации, - говорит В. Н. Огнев. – Именно благодаря их труду, труду обычных простых тружеников, страна смогла возродиться после жестокой войны, магазины наполнялись продуктами, в колхозах и совхозах кипела жизнь, строились дороги, возводилась инфраструктура! Да, жизнь Анны Григорьевны и ее супруга, который не один десяток лет проработал в колхозе водителям, оказалась не проста. Но, тем не менее, она была наполнена невероятными достижениями и счастливыми моментами! Эти люди всегда были примером настоящей силы и выносливости!

В 80 лет юбилярша поразительно активна, сама за собой ухаживает, делает кое-какую работу на огороде. Нормально видит, прекрасно слышит. Но это не только благодаря хорошим генам.

Всю свою жизнь Анна Григорьевна занимается физкультурой. Это началось еще с начальной школы. Редкий день проходил без того, чтобы она не делала наклоны, не приседала, не качала пресс. Вынужденный перерыв случался во время болезней или травм, однажды Анна Григорьевна и Виктор Федорович попали в серьезное ДТП. Все остальное время она выполняла специальный комплекс упражнений. Не забросила их до сих пор. Ни летний зной, ни осенний и зимний холод Анне Григорьевне - не указ, зарядку она делает в любое время года.

- Занимайтесь физкультурой смолоду, - улыбается пенсионерка. – Тогда будет легче переносить старость.

Правда, в молодые годы мало кто думает о такой поре, как старость. И, между прочим, зря.