Найти тему

Игры на занятиях: польза или вред?

Оглавление

Сегодня хочу обсудить одну животрепещущую для учителей и репетиторов тему: нужны ли игры/игровые элементы/квесты на уроках?

Скажу сразу: речь пойдет об учениках 5-11 классов, так как у дошколят/учеников начальной школы свои возрастные особенности. А я работаю именно со средней и старшей школой.

Суть проблемы

"Современный онлайн-урок должен быть ярким и интерактивным", — часто говорят репетиторы. "Это позволяет выделиться на фоне других учителей. Это делает уроки интересными."

"Никаких игр! Мы не в детском саду", — отвечают другие.

Словом, адептов крайностей очень много. Я не понимаю тех, кто кричит, что только при помощи игр можно прийти к 5 на ОГЭ (обычно такие коллеги еще любят унижать "нудных" школьных учителей). Также меня отталкивают те репетиторы, которые считают, что весь урок нужно нарешивать задания из сборников ОГЭ/ЕГЭ.

На каждую крайность находятся и свои родители, желающие для детей именно "вот такие" (выбираем сторону) уроки.

Что ж, все имеют право на мнение. Выскажусь и я.

Разные ученики — разные методы

-2

Самое главное — давайте вспомним, что мы работаем с детьми. И все они очень разные. Кому-то игры/квесты только помогут понять тему, у других же вызовут отторжение. Даже одну и ту же тему для каждого ученика/класса можно преподнести по-разному.

Для меня идеальный урок динамичный, интересный и позволяющий изучить что-то новое. Да, на первом месте должна быть польза. Только после этого нужно выбирать методы донесения информации.

У меня был ученик, чья мама попросила с ним "побольше играть на занятиях". Сомневаясь в правильности такого решения, я начала строить уроки так. И зря. Этому ученику совсем не подходил такой способ обучения. Да, он любил игры и квесты. Только вот "встроенные" в них задания выполнять не хотел. Что уж говорить о работе в тетради...

Тогда я поняла, что уроки с ним нужно строить по-другому. Быть аниматором и учителем — разные вещи.

Игровые элементы

Как узнать подходит ли ученику такой формат обучения? Добавляйте игровые элементы. Например, можно провести разминку на 5-7 минут в духе "Пиратов Карибского моря" (любого другого произведения, которое нравится ученику), в которой нужно будет объяснить написание слов.

Обычно по реакции на подобные элементы можно понять, стоит ли продолжать работать в этом режиме. Если ученик мгновенно погрузился в мир пиратов и забыл, что задания по русскому тоже нужно выполнять, а на все требования отвечает ворчанием, то не стоит. Однако есть и те ребята, которым подобная разминка поднимет настроение, и дальнейшие упражнения они будут выполнять спокойно и увлеченно.

-3

Подобные разминки хороши на уроках открытия нового знания. Сначала в интересном формате мы повторяем изученное, а затем с воодушевлением переходим к новой теме.

Помните: все должно быть в меру

Считаю, что урок может быть динамичным, полезным и красиво оформленным даже без интерактивных элементов и квестов.

Мне в этом отлично помогает онлайн-доска. На ней мы работаем совместно с учеником: все подчеркиваем, подписываем, анализируем.

Пример занятия по 2 заданию ОГЭ
Пример занятия по 2 заданию ОГЭ

Письменные задания никуда не денутся

Я против обучения только при помощи интерактивных тренажёров и игр. Чтобы стать грамотным, нужно много писать. И писать от руки. Так что подобные задания все равно необходимы.

Я работаю только онлайн, однако все мои ученики пишут в тетрадях. И регулярно отправляют мне свои сочинения/изложения. Только так можно прийти к результатам.

Яркое повторение

А вот закреплять изученное мне очень нравится в ярком формате. Здесь это уже не отвлекает от получения знаний. А желание узнать, что будет дальше, наоборот, мотивирует активно работать и правильно выполнять все задания (жизни-то не бесконечные).

Ребята очень оживляются, когда видят что-то необычное на занятии. Например, суффиксы мы недавно повторяли при помощи всем знакомой игры:

-5

А это был полноценный квест, направленный на повторение всех правил -Н- и -НН-. Мы перешли к нему после большого блока "стандартных" занятий. Ребята в группе сразу оживились: активно исследовали все комнаты, вспоминали правила, охотно выполняли спрятанные задания, чтобы узнать все цифры кода и найти выход из дома с привидениями.

-6

Выводы

Урок можно интересно построить и без обилия квестов и игр. Все-таки в приоритете должна быть польза, а не развлечения.

Если учитель обещает подготовить к ОГЭ/ЕГЭ только при помощи игр и квестов по сериалам, скорее всего, это всего лишь реклама, не гарантирующая никаких результатов.

Однако не стоит и фукать в сторону игровых элементов. Все-таки даже самым собранным ребятам это помогает выдохнуть и настроиться на занятие. Онлайн-формат тем и хорош, что можно попробовать на уроках разное.

Правильно выбранные методы это те самые ключики, которые помогают ребятам полюбить обучение и прийти к высоким баллам.