Найти в Дзене
иди и читай.

Двое против целого мира / Структурный метод анализа художественного текста

Опираясь на достижения структурной лингвистики, структурализм литературоведческий также разработал свой понятийный аппарат для изучения структуры художественного текста — совокупности устойчивых отношений между элементами, которая гарантирует сохранение основных свойств объекта. Литератор В.Ю. Борев определил следующую поэтапность действий структурного анализа: «1. Аксиоматизация – нахождение не подлежащего дальнейшему доказательству основания для деления системы на элементы – по определенному параметру. 2. Диссоциация – обоснованное разделение по установленному в результате аксиоматизации основанию исследуемого объекта на элементы структуры. 3. Ассоциация – нахождение связи между элементами структуры. 4. Идентификация – определение по существенному признаку элементов типа отношений между ними. 5. Интеграция – рассмотрение всей совокупности элементов, составляющих структуру, не как простой суммы, а как единого целого». Как же приложить этот план к анализу художественного текста? Рассм

Опираясь на достижения структурной лингвистики, структурализм литературоведческий также разработал свой понятийный аппарат для изучения структуры художественного текста — совокупности устойчивых отношений между элементами, которая гарантирует сохранение основных свойств объекта. Литератор В.Ю. Борев определил следующую поэтапность действий структурного анализа:

«1. Аксиоматизация – нахождение не подлежащего дальнейшему доказательству основания для деления системы на элементы – по определенному параметру.
2. Диссоциация – обоснованное разделение по установленному в результате аксиоматизации основанию исследуемого объекта на элементы структуры.
3. Ассоциация – нахождение связи между элементами структуры.
4. Идентификация – определение по существенному признаку элементов типа отношений между ними.
5. Интеграция – рассмотрение всей совокупности элементов, составляющих структуру, не как простой суммы, а как единого целого».

Как же приложить этот план к анализу художественного текста? Рассмотрим поэтический текст «Двое» М. И. Цветаевой.

На этапе аксиоматиации обнаруживаем не подлежащее дальнейшему доказательству основание для деления системы текста. В стихотворении Цветаевой таким основанием становится оппозиция, составляемая двумя личностями и миром.

На этапе диссоциации найденная оппозиция позволяет делить текст на три композиционные части, в каждой из которых это противопоставление «двоих» и мира будет отражать отдельные элементы структуры. В первой части элементами, представляющими оппозицию двух личностей и мира, предстают образы «Илиады» Гомера: Елена и Ахиллес и мира поэмы; во второй части образы из «Песни о Нибелугах»: Зигфрид и Брунгильда и их эпический мир; в третьей части лирическая героиня, лирический герой и мир, в котором они существуют.

«Зигфрид и Брунгильда», Ч. Батлер
«Зигфрид и Брунгильда», Ч. Батлер

На этапе ассоциации определяем связь элементов в стихотворении разъединенностью или соединенностью образов Елены и Ахилла, Зигфрида и Брунгильды, лирической героини и лирического героя. Характер взаимоотношений элементов, определяемый на этапе идентификации, отражается в взаимосвязи образов героев и образов их миров. Первая композиционная часть представляет разъединение двух образов, которое происходит вразрез с условиями этого мира, вопреки ему. Мир Елены и Ахиллеса требует гармонии, созвучия, которое составляет единство этих двух героев:

«Елена. Ахиллес.
Звук назови созвучней»

Но Гомер не соединяет Елену и Ахиллеса вопреки законам мира, за что тот мстит всему человечеству, и даже сама Троянская война становится следствием отсутствия гармонии, которою могло породить единение героев. Во второй композиционной части герои остаются разъединены не вопреки, а согласно их миру. Союз сильных личностей воительницы Брунгильды и равного ей воина Зигфрида невозможен в этом мире, единства герои не достигают ни в бою, ни в любви:

«Порознь! — даже на ложе брачном Порознь! — даже сцепясь в кулак».

В третьей же композиционной части герои соединены, и соединены вопреки миру. Лирические герои равны друг другу, их единение противостоит миру, где «всё — плесень и плющ», и являет собой некую общечеловеческую гармонию.

На последнем этапе этапе интеграции, в стихотворении Цветаевой замечаем некое развитие познания людьми друг друга в связи с миром, его состоянием. Сначала гармоничность мира не замечается, и люди остаются порознь, продолжают существовать в хаосе. Затем мир лишается гармонии, и единения личностей так и не происходит. Теперь же мир разрушается вовсе, но личность становится сильнее, начинает противиться хаосу и, тем самым, обнаруживает в себе стремление к единению в некое целое, полное нравственности и человечности.