Румынское руководство выступало с жесткой критикой намерений украинских властей по расширению альтернативных путей для вывоза украинской пшеницы и продовольствия.
Министр транспорта Румынии Сорин Гриндяну заявил, что офис президента Незалежной пытается перейти красные линии за счет углубления судоходного канала на Дунае.
Киевские власти ранее анонсировали начало работ по дноуглублению судоходного канала Быстрое с текущих 4 до 6,5 метров, что позволит использовать более вместительные суда для перевозки грузов и обойти зону таможенного контроля со стороны Румынии.
Река Дунай имеет 2 рукава Килийский и Сулийский. Килийский располагается на территории Украины и имеет глубину в 4 метра, а Сулийский на территории Румынии. Сейчас большинство грузов с украинским продовольствием идет через Сулийский канал. Его глубина составляет 7,5 метров, что позволяет использовать суда класса река – море.
В случае углубления Килийского рукава украинские товары пойдут по украинскому рукаву. Румыния в этом случае лишается доходов от транзита в ЕС украинской сельхозпродукции.
Румынские власти направили письменное обращение в Еврокомиссию потребовав не допустить возможного включения украинского судоходного канала Быстрое в состав европейской транспортной сети TEN-T, что позволит Незалежной беспошлинно поставлять свои товары на рынок ЕС.
Румынские власти упирают на необходимость защиты климата и поддержания биологического разнообразия Дуная со ссылкой на то, что канал Быстрое расположен заповедной зоне «Дельта Дуная».
Незалежная, помимо экономии расходов на транспортировку своих грузов, в случае расширения канала Быстрое сможет увеличить объемы поставки своей продукции в ЕС по Дунаю на 25%.
Тем временем, министр окружающей среды и водных ресурсов Румынии Барна Танцош заявил, что румынские власти воспрепятствуют любым работам, чтобы защитить экосистему Дуная.
Пока правда непонятно как именно румынские власти планируют действовать с учетом того, что работы по дноуглублению будут проводиться на украинской территории.