От кого произошли узбеки и кто жил на этих землях? Какая история у самого многочисленного народа Средней Азии? Давайте разбираться.
Жили-были иранцы
Давным-давно, несколько тысяч лет назад, на территории современного Узбекистана жили представители Бактрийско-Маргианской культуры. Спустя какое-то время туда вторглись арийские племена и основали город Бактра (ныне Балх в Афганистане). Так арийцы, точнее древние иранцы, застолбили за собой регион, назвав его Бактрия. Там проживали искусные строители и ремесленники.
Примерно в то же время на границе современных Туркменистана и Узбекистана начинается формироваться древнее государство Хорезм, основанное по сути скифами, т.е. родственниками новых бактрийцев. Так появились хорезмийцы — воинственный восточно-иранский народ, который к XIII веку сольётся с тюркскими народами.
И ещё в VIII веке до н. э появляется Самарканд — столица Согдианы и один из древнейших городов планеты. Местные жители, согдийцы, достигли больших успехов в торговле и культуре.
Попали под влияние греков
Спустя несколько столетий Бактрию, Хорезм и Согдиану завоевал и объединил в единый бактрийский регион Александр III Македонский (он же Александр Великий). Он даже взял себе в жёны бактрийку — Роксану. И у них даже родился сын — Александр IV. Правда, Македонский не дождался своего наследника и умер, оставив беременную жену. Предполагалось, что местное население будет продолжать интегрироваться в греческую культуру и наследник продолжит дело Александра Великого, но увы.
Тем не менее, после смерти Македонского, греческое Государство Селевкидов какое-то время ещё существовало. Поэтому бактрийцы продолжили преисполняться греческой культурой.
Не прошло и века, как от Селевкидской державы откололось Греко-Бактрийское царство. Там говорили на Бактрийском и Согдийском языках, а также на диалектах Греческого и Иранского. Там вообще с разнообразием проблем не было: помимо древнегреческой религии там был распространён зороастризм, буддизм и индуизм.
Затем с востока (где сейчас находится Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая) пришли ещё одни иранцы, на этот раз тохары. Они подчини Греко-Бактрийское царство и основали новое — Кушанское. Из официальных языков остались только греческий и бактрийский. На пике рассвета в территорию Кушанского царства входили современный Пакистан, Афганистан, Таджикистан, а также частично Индия, Киргизия и Узбекистан. Через страну проходил великий шёлковый путь. Китай уже тогда снабжал полмира тряпками, железом и разными поделками.
Затем, уже в начале нашей эры, активизировались кочевые племена преимущественно иранского происхождения, но которые были в союзе с некоторым количеством гунно-тюркских племён. Этот конгломерат иранцев и древних тюрок уничтожил Кушанское государство, после чего на его месте к началу раннего средневековья образовалось Эфталитское царство. Это всё также иранское государство (но с некоторой долей древнетюркского населения), в котором теперь уже остался только один официальный язык — бактрийский, а греческая культура окончательно ушла в прошлое.
Затем их подчинили тюрки
Итак, на дворе началось средневековье. На территории современного Узбекистана проживают преимущественно иранские народы. И вот, в VI веке сюда приходят древние тюрки и захватывают обширные территории от Монголии до севера Средней Азии. Чтоб вы понимали, классические тюрки это не тоже самое, что современные тюркоязычные народы. Первые тюрки, предположительно, сложились из смеси европеоидных и монголоидных групп людей.
До сего момента истории узбеков, казахов и таджиков пересекаются: много общих имён, локаций и событий. Но дальше пути начинают ещё больше расходится.
Если проводить промежуточные итоги, то в средние века на территории современного Узбекистана проживали в большей степени хорезмийцы и тюрки, и в меньшей степени согдийцы и бактрийцы, а также остатки скифов (саков). В культурном и языковом плане они стремительно тюркизировались.
А потом пришли арабы
В следующем после прихода тюрок веке активизировались арабы. Сначала они расширялись за счёт территорий на Ближнем Востоке и в Северной Африке, но потом добрались и до Средней Азии. В начале VIII века арабы захватили Бухару, Хорезм и Самарканд, т.е. территорию современного Узбекистана.
Вместе с Арабским Халифатом на эти земли пришёл и ислам. Зороастризм и буддизм подавлялись (при этом христианство и иудаизм особо не трогали). Также государственным языком стал арабский, хотя простые люди с периферии продолжали говорить преимущественно на тюркских диалектах.
Во второй половине IX века образовалось ирано-арабское государство Саманидов. Сначала столицей был Самарканд, но потом её перенесли в Бухару. Тюрки хоть и были весомой долей в этом государстве, многие из них жили на птичьих правах: их считали дикими язычниками и не принимали их язык в качестве официального. Элиту общества составляли преимущественно мусульмане арабского и иранского происхождения, хотя были и исключения.
После арабов — завоеватели с востока
Саманидское государство пало в конце X века под натиском уйгуров — тюрок с востока под управлением Караханидской династии. Так Узбекистан (которого тогда ещё не было) оказался в составе Государства Караханидов. В качестве религии там был принят ислам, а в качестве государственного языка — караханидско-уйгурский. Население, помимо уйгуров, состояло из иранских народов, монголов и тюркских племён. Арабы со своим языком и культурой куда-то быстро испарились.
Началась полноценная тюркизация региона. Если раньше тюрки считались по большей части кочевниками-маргиналами без особого влияния, то теперь они тут стали править балом.
Затем на юге стала набирать силу ещё одна тюркская страна — Хорезм (или государство Хорезмшахов). Эти ребята с территории современного Туркменистана стали расширяться на юг в сторону Ирана и на север в сторону Узбекистана. В 1212 они захватили Саманидов и перенесли столицу из Гурганджа в Самарканд.
Теперь основу нового государства составили только тюрки и иранцы, а официальными языками были персидский, туркменский и разные другие тюркские языки. От арабов по наследству достался ислам в качестве религии и дирхам в качестве денежной единицы.
Но не долго они так жили. С востока пришла новая беда — монголы. Завоеватели, согласно официальной истории, опустошили Хорезм а местных жителей повырезали или забрали в рабство. Короче говоря, и без того просевшая доля иранских этносов ещё больше пополнилась тюрками, а также частично монголами.
И узбекский народ сформировался
Ислам, как главная религия, навсегда укрепился в регионе. В новых реалиях сформировался и новый язык — чагатайский, который стал потомком караханидско-уйгурского.
Тимуриды
В 1336 году на территории современного Узбекистана родился Тимур ибн Тарагай Барлас, позже получивший известность как Тамерлан — непобедимый тюрко-монгольский завоеватель, объединитель среднеазиатских территорий. Он популяризовал слово узбек, которое ранее использовалось в основном как имя или как обозначение принадлежности к тюркскому племени узов.
Новая династия получила название Тимуриды. К началу XV века в Государство Тимуридов входили примерно территории современных Узбекистана, Туркменистана, Ирана, Ирака, Омана, Пакистана и Афганистана. Правителем к тому времени стал Улугбек — внук Тамерлана.
Улугбек был великим учёным (и по совместительству поэтом и историком) — он основал одну из важнейших обсерваторий средневековья, и вообще при нём в Узбекистане расцвели наука и искусство.
Бухара и новый Хорезм
В самом начале XVI века почти всю территорию современного Узбекистана завоевал Мухаммед Шейбани — дальний потомок Чингисхана и предводитель кочевых узбеков, живших тогда в основном на территории Казахстана.
Мухаммед сделал Бухару столицей, и новое государство получило название Бухарское ханство. Там продолжали говорить на чагатайском языке, который сейчас также называют староузбекским. А ещё котировался персидский.
Тем временем на юге Аральского моря, т.е. на границе Узбекистана и Туркменистана возродился Хорезм со столицей в Хиве, в последствии получивший название Хивинское ханство. Там, помимо узбекского и персидского языков, говорили ещё на туркменском.
В 1710 году от Бухарского ханства отсоединились восточные земли в Ферганской долине. Местный правитель расположил столицу в Коканде, и новое государство стало именоваться Кокандское ханство.
Чуть позже в Бухаре к власти пришла тюркско-монгольская династия Мангытов. Так вместо ханства появился Бухарский эмират.
А дальше — вместе с Россией
В 1860–70-е годы все узбекские ханства (Бухара, Хива (Хорезм) и Коканд) вошли в состав России. Так образовалась сначала Туркестанская область, а затем и Туркестанское генерал-губернаторство. Далее это генерал-губернаторство поделили на три области — Сырдарьинскую, Самаркандскую и Ферганскую.
С приходом советской власти регион преобразовался в Туркестанскую АССР. Бухара и Хорезм на какое-то время получили независимость, но позже включились в состав СССР на правах полноценных Социалистических Советских Республик.
В 1922 году СССР состоял всего из 6 социалистических советских республик — Российской Федеративной, Белорусской, Украинской, Закавказской, а также Хорезмской и Бухарской.
Через несколько лет территории решили переделить. Новосозданной Узбекской ССР досталась Хива с окрестностями, Бухарская ССР, а также юго-восточные земли Туркестана. Западная часть Туркестана и весь оставшийся Хорезм отошёл в Туркменскую ССР. Северо-восточные территории отошли к Казахской АССР.
На тот момент в Узбекской ССР проживало около 3.5 млн узбеков, около 1 млн таджиков, около четверти миллиона русских, а также в меньшей степени казахи, киргизы и другие народы.
В 1930-х к Узбекской ССР присоединили Каракалпакстан и отсоединили Таджикскую ССР. Население за прошедшие 10–15 лет выросло: узбеков уже стало 4 млн, русских — 0.7 млн, казахов — 0.3 млн, каракалпаков — 0.2 млн; при этом ещё оставалась большая доля таджиков (0.3 млн) и заметное число жителей других национальностей — татар, киргизов, корейцев, туркмен и прочих.
К 1959 году количество узбеков в республике выросло до 5 млн, а русских до 1 млн. Количество казахов, таджиков и каракалпаков особо не поменялось. Суммарное население Узбекской ССР перевалило за 8 миллионов человек, т.е увеличилось в полтора–два раза за 30 лет.
На момент развала Советского Союза население республики подобралось к отметке 20 миллионов человек, из которых 14 являлись узбеками. Получается, что за следующие три десятилетия население выросло более, чем в два раза, а количество узбеков — почти в три раза.
Сегодня темпы роста населения снизились, но всё равно за 30 с лишним лет число жителей Узбекистана стало почти в два раза больше — около 37 миллионов, хотя данные не точные. В любом случае, Узбекистан — лидер по темпу роста населения среди всех бывших республик СССР. Грубо говоря, каждые 30 лет население Узбекистана удваивается. Даже с учётом плавного снижения прироста населения к концу века население Узбекистана сможет перевалить за 100 млн человек, но это всё теории.
Также много узбеков живут в других странах, в первую очередь в Афганистане, Таджикистане и Киргизии. Поменьше, но тоже несколько сотен тысяч — в Казахстане, Туркменистане и России. И ещё около 5 миллионов в общей сложности в разных других странах.
В генетическом плане современные узбеки на треть–половину имеют восточные монгольские корни и на половину–2/3 — европейско-кавказские корни. В расовом — метисы из европеоидов и монголоидов.
Считается, что наиболее близкими (в генетическом плане) для узбеков являются якуты и тувинцы на востоке и абхазы на западе.
Основная религия — суннитский ислам. Язык — узбекский, входящий в тюркскую языковую семью.