Найти в Дзене
VK Play

Жалкая попытка повторить великую японскую RPG — обзор Sea of Stars

Красивая игра с отвратительным сценарием и однообразными боями

Квебекская студия Sabotage прославилась своим дебютным проектом — двумерным платформером The Messenger. После его релиза она взялась за другой классический жанр — JRPG эпохи SNES, вдохновляясь в первую очередь Chrono Trigger. Увы, скопировав форму, разработчики не смогли наполнить её достойным содержанием.

-2

Начнём с того, что им удалось. На скриншотах Sea of Stars выглядит как самые красивые игры со SNES, но в движении — ещё лучше, а динамическое освещение делает картинку совсем прекрасной. Sabotage не поскупилась на анимации: их в игре запредельное количество, всё постоянно находится в движении, от декораций до персонажей и гигантских чудищ.

Локации впечатляюще многоярусны — герои умеют лазать, прыгать, цепляться за особые точки крюком. На каждом этапе — свои мини-головоломки: где-то нужно таскать блоки, где-то — активировать механизмы. При этом дизайн уровней вполне современный: почти всегда можно просто бежать вперёд, делая то, что можно, и всё само собой сложится.

Портреты, увы, контрастируют со всем остальным
Портреты, увы, контрастируют со всем остальным

По локациям разгуливают монстры: как и в Chrono Trigger, их можно попытаться обойти. Сражения проходят там же, где и начались, в пошаговом режиме, причём игрок может выбирать очерёдность хода героев. У них есть простые атаки, магические и комбо, требующие участия двух персонажей и соответствующей шкалы, которая копится обычными действиями. Физические атаки выбивают из врагов ману, которую в любой свой ход можно «впитать», усилив тем самым свою следующую атаку и сделав её стихийной. У врагов же есть уязвимости или «резисты» к разным типам урона, однако никаких статусных эффектов вроде отравления или оглушения в Sea of Stars нет.

От провала к идеалу: как Final Fantasy XIV изменилась за 10 лет

Неплохо разработчики поступили и со стандартными для JRPG предметами и шкалой МР. Этого ресурса у героев всегда мало — буквально на пару заклинаний — однако простые атаки понемногу восстанавливают МР. Целебных предметов можно взять в бой всего 10 штук, и их предлагается самому крафтить. Поэтому к ним обычно приходится обращаться только в крайних случаях: куда выгоднее потратить на лечение возобновляемые ресурсы вроде МР или шкалы комбо (которая после боя все равно обнуляется).

Если комбо-атаки были позаимствованы из Chrono Trigger, то куда более важная особенность Sea of Stars пришла прямиком из Super Mario RPG. Если нажать кнопку действия перед получением урона от вражеской атаки, он снизится. Если сделать это перед тем, как удар нанесёт ваш герой, то противник получит лишний тумак. Буквально каждый ход нужно следить за таймингами!

-4

И последняя важная особенность боевой системы Sea of Stars — возможность отменять определённые атаки врагов. Когда противник собирается провести коронный приём, над ним появится счётчик ходов и иконки с типами атак и стихиями. Если за отведённый срок по врагу пройдёт достаточное количество атак указанных типов, он просто пропустит свой ход.

Поначалу эта задумка радует, но со временем приходит понимание, что игра просто диктует вам, что делать. Прервать такую-то атаку за выделенные пару ходов можно только конкретной комбинацией умений: «делай это или пожалеешь». Игра выстраивает очередь действий, как ей заблагорассудится, и нередки ситуации, когда на каждый ход одного героя приходится по ходу трёх противников. В таком случае ни перебить их атаки, ни даже восстановиться от входящего урона оказывается невозможно — а враги любят пинать одного и того же персонажа, гарантированно его нокаутируя. В более новых частях RPG про Марио, например, своевременное нажатие кнопки защиты спасало персонажа от урона, тут — лишь снижает цифры, которые могут быть настолько высокими, что никакое снижение не поможет. В итоге боссы зачастую оказываются гораздо проще, чем бои с многочисленными рядовыми противниками!

А такими коронными атаками боссы часто лечатся или призывают дополнительных противников, затягивая сражения
А такими коронными атаками боссы часто лечатся или призывают дополнительных противников, затягивая сражения

Есть и ещё одна проблема, не менее критичная: все бои в игре одинаковые. «Нажми кнопку перед тем, как в тебя прилетит атака» — это всё, что игра может предложить. Никаких уникальных механик на тайминг или сюрпризов в духе Undertale тут не найдётся даже у боссов, не говоря уже о простых противниках.

Единственная кастомизация, которая присутствует в игре, — распределение небольших бонусов к характеристикам при повышении уровня. Экипировка просто линейно растёт в циферках. Новых приёмов герои не разучивают: те три базовые умения, с которыми они начинают, используются на протяжении всей игры, и в каждой битве выполнять одно и то же отбивание бумеранга очень утомляет. Это интересно делать три часа, а не тридцать.

-6

Но кроме красивых подземелий и однообразных боёв, в Sea of Stars больше ничего нет — а нарративная пустота для JRPG губительна. Если уж вспоминать Chrono Trigger, которому Sea of Stars обязана своим существованием, то там события сменяли одно другое с такой скоростью, что передохнуть было некогда — это был невероятно увлекательный аттракцион.

Sea of Stars же не только нетороплива, но и пуста. Вот парочка безликих протагонистов, вот приспешники злодея, прячущегося где-то за кадром. Всё, можно отправляться в путешествие творить добро и наказывать зло.

-7

Серость и убогость здешних героев сложно выразить словами. Разработчики даже не пытались наделить их характерами. У них нет хобби, нет предпочтений, нет конфликтов, нет хоть какой-то индивидуальности. Почти треть их реплик — это или «...», или «хаха!», ещё треть — обсасывание того, что друзья хорошо, а враги получат по заслугам. Наконец, оставшаяся треть утилитарна и посвящена вопросам типа «куда идти дальше». Не то чтобы игра была минималистичной в плане диалогов — реплик много, но толку в них ничтожно мало.

Stellaris на новый лад: первые впечатления от cтратегии Star Trek: Infinite

Sea of Stars аутентична играм 90-х в одном очень странном аспекте: она написана ужасным языком. Её автор франкофон и, судя по всему, решил не нанимать себе редактора с родным английским. Результат удручающий — убогое содержание диалогов ещё и подаётся так, что читать иногда больно. Автор не умеет даже в пунктуацию — вместо того, чтобы сделать акцент на какой-то сильной фразе, он встраивает её в предложение через запятую! Будто герои просто перечисляют вещи, которые должны высказать, чтобы поскорее сойти со сцены.

Я жалуюсь на английский текст, но русский перевод ещё хуже
Я жалуюсь на английский текст, но русский перевод ещё хуже

Сеттинг тут неживой — это просто набор ярких локаций, понатыканных в море островами. На весь мир тут один город, а почти всё остальное — подземелья. Собственно, сюжет состоит из того, что один за другим возникают поводы в эти подземелья сходить. В одном лежит один волшебный макгаффин, который откроет доступ во второй, а дальше нужен будет третий — вся игра состоит из пережёвывания невесть откуда взявщихся сферических сущностей и только. Ни ярких персонажей, ни какой-то сквозной идеи — и лишь один сюжетный поворот на всю игру.

Sea of Stars — игра очень красивая, но пустая и бестолковая. Её несложно пройти, но ей нечем запомниться — однообразные сражения и абсолютно пустые персонажи забудутся через пару недель после того, как по экрану побегут титры. Это игра, которую бесплатно раздают в Game Pass и PS Plus — там ей самое место. Но даже в таком случае задайтесь вопросом, стоит ли тратить на неё если не деньги, то время, которое, например, можно потратить на прохождение Chained Echoes — куда более достойной «ретрошной» JRPG.

Оценка: 6/10