Если вас попросят назвать самого читаемого автора детективов в мире, то большинство, думаю, ответит правильно. Конечно, кто-то вспомнит Конана Дойля или Эдгара По, как стоящих у истока жанра, но статистика говорит сама за себя. Агата Кристи занимает второе место по тиражу изданных книг, уступая (по понятным причинам) только Мао Цзэдуну. "Десять негритят" входят в десятку самых издаваемых книг за всю историю (возглавляет рейтинг Библия).
Однако давайте немного вспомним, почему же английская писательница не стала “одной из многих” (а детектив во время жизни Кристи был очень популярным жанром) и не канула в Лету, как многие ее конкуренты из второй трети ХХ века. Парадокс, но названная королевой детектива Агата Кристи прославилась именно тем, что детективные рамки ломала. Что и позволило ее книгам выделиться из общей массы однотипных историй и стать классикой жанровой (и не только) литературы.
Золотой век детектива начинается с завершения Первой Мировой и продолжится вплоть до начала Второй. Мир трясло и потребность хотя бы на страницах книг ощутить, что зло обязательно будет наказано, вылилось в развитие жанра, повествующего о “контролируемой опасности”. Итак, есть престyпление и есть следователь, который обязательно разоблачит злодея и тот понесет заслуженное наказание. Один за другим авторы придумывают харизматичных героев и варианты преступлений. Один из таких писателей Рональд Нокс (по совместительству священник, дослужившийся до видных постов в католической церкви) сформулировал 10 заповедей детективного романа.
1. Преступником должен быть кто-то, упомянутый в начале романа, но им не должен оказаться человек, за ходом чьих мыслей читателю было позволено следить.
2. Как нечто само собой разумеющееся исключается действие сверхъестественных или потусторонних сил.
3. Не допускается использование более чем одного потайного помещения или тайного хода.
4. Недопустимо использовать доселе неизвестные яды, а также устройства, требующие длинного научного объяснения в конце книги.
5. В произведении не должен фигурировать китаец.
6. Детективу никогда не должен помогать счастливый случай; он не должен также руководствоваться безотчетной, но верной интуицией.
7. Детектив не должен сам оказаться преступником.
8. Натолкнувшись на тот или иной ключ к разгадке, детектив обязан немедленно представить его для изучения читателю.
9. Глуповатый друг детектива, Уотсон в том или ином облике, не должен скрывать ни одного из соображений, приходящих ему в голову; по своим умственным способностям он должен немного уступать — но только совсем чуть-чуть — среднему читателю.
10. Неразличимые братья-близнецы и вообще двойники не могут появляться в романе, если читатель должным образом не подготовлен к этому.
Даже сейчас эти правила кажутся вполне разумными, если не обращать внимания на пункт про китайца)) Но это специфика времени. Тогда китайцы-азиаты приравнивались чуть ли не к пункту 2 про потусторонние силы, все-таки дело было в 1920-х.
Как раз в это время Агата Кристи и публикует свои первые романы. В 1920-м году выходит “Загадочное происшествие в Стайлзе” - история, в которой впервые появляется Эркюль Пуаро. Путь ее к изданию был совсем не прост. Агата Кристи получила отказы от нескольких издательства, рукопись пылилась несколько лет, пока наконец, не пришел положительный ответ. Контракт был подписан на крайне невыгодных условиях (с первого тиража писательница не получила ни гроша), но как любой начинающий автор Агата Кристи была счастлива, что ее книга увидит свет и была готова на все. Однако, хотя отзывы и были положительными, продажи книги были не так уж и велики. Однако ее продолжили публиковать и читательская аудитория постепенно росла. Но лишь спустя шесть лет в 1926 году вышел шестой ее роман “Убийство Роджера Экройда”, который и перевел писательницу из разряда просто хороших авторов в “лучших”.
Популярность “Роджера Экройда” прежде всего обуславливалась его нестандартной концовкой. Это сейчас никого таким поворотом не удивишь, но Агата Кристи была первой, кто не побоялся нарушить одно из главных детективных правил. Не буду спойлерить (вдруг кто-то не читал), но это было правило не насчет китайца) Сейчас таким приемом уже никого не удивишь, но надо понимать, что сто лет назад Агата Кристи придумала уникальный прием (причем не просто придумала, а вписала в текст так, что не нарушила логики повествования и дала читателю все нужные подсказки). И в этом-то как раз и состояло ее мастерство, дававшее отпор всем критикам. Не просто “рояль в кустах”, а тщательно выверенный замысел и умение отвести подозрение читателя самым искусным способом. “Убийство Роджера Экройда” неоднократно признавалось лучшим (или хотя бы входило в десятку лучших) детективов ХХ века. Но это было лишь первое нарушенное правило.
В 1934 году выходит “Убийство в Восточном экспрессе” - снова история про Пуаро и снова нарушение правил. Читатели перебирают подозреваемых, одного за другим, путаются в огромном количестве улик, думая то в сторону одного, то в сторону другого, и что же получают в итоге? Снова не будем спойлерить (кто читал, тому и так понятно, о чем речь). Можно ли было так издеваться над читателем? Рэймонд Чандлер роман раскритиковал. Однако это никак не мешало ему стать одним из самых известных детективных романов в мире (а можно ли отнести к этой категории романы Чандлера?).
И вот в 1939 году увидел свет самый известный роман писательницы, тот, который сама она считала своим самым сильным произведением - “Десять негритят”. И вновь нарушение правил - что за детектив без детектива? Где Эркюль Пуаро или мисс Марпл? Никого, только удушающая атмосфера страха и смерти, и понимания, что от расплаты не убежать. Убийца - один из десяти, и есть главы, в которых он фокальный персонаж (герой, чьими глазами читатель смотрит на происходящее), но вновь выверена каждая фраза, и вновь не к чему придраться. “Десять негритят” породят огромное количество подражаний. Все герметичные детективы про незнакомых людей в одном месте поневоле будут сравниваться с этой историей (моя новая книга - не исключение). И, как правило, не в пользу новинки.
Потом будут и другие романы, но эти три останутся топом и среди книг Агаты Кристи, и топом мирового детектива. Почему? Потому что автор не побоялась выйти за рамки, не побоялась создать нечто нестандартное, то, чего раньше никто не писал. И именно такие истории и не забываются. Правда, дополню, важна не только идея, но и ее воплощение. А у Агаты Кристи с этим было все в порядке.
А вы любите детективы с неожиданными финалами? Какие книги вас поразили?