Вступление.
С первого курса Академии Художеств (это было давно, еще в прошлом веке) я мечтала увидеть белокаменное зодчество домонгольского периода Владимиро-Суздальского княжества. И, конечно, воспетую знаменитыми искусствоведами, художниками, поэтами церковь "Покрова на Нерли".
Однако, в первые 19 лет этого тысячелетия чаще и лучше получалось изучать памятники других стран. С 2020 я значительно расширила свою карту путешествий по России, открывая для себя новые миры в позабытых историях.
Начало.
Путь от Петербурга до Владимира и обратно получился в 2222 км. 10 незнакомых городов и 3 давно любимых. Первая остановка в Тихвине - отдельная история здесь, это было про другую мечту.
Вологда.
Основание - 1147*.
Она впустила нас в Софийский собор и на колокольню между дождями.
Приютила в музее традиционного искусства. Увлекла экспозицией древних икон с историей реставраций. Познакомила нас с вологодским шеф-поваром итальянского происхождения Antonio Rizzi, сотворяющим кулинарные чудеса из местных продуктов. Более русским, чем многие из нас.
Утром я побывал там, "куда ноги привели" или "куда глаза глядели". Праздно гуляя по улицам с будничным трафиком машин и с заметным недостатком переходов, я оказалась перед самой службой в Никольской церкви, наполненной низким приятным голосом высокого молодого батюшки, беседующего с притихшими детьми. Теми самыми, что за 10 минут до этого бегали по церковному саду, наполненному ароматами роз.
А еще город Вологда подарил мне кусочек солнечного утра на берегах реки Вологды, Софию без посетителей - один на один, и прекрасный ливень, смывающий всю суету, что была до начала пути...
Но ливень - это, конечно не только мне. Это для всех. Чтобы никто не ушел обиженным. Или сухим.
В Софии Вологодской я оказалась благодаря маленькому перерыву между дождями.
Почти во всех храмах - памятниках (музеях-заповедниках) сейчас проводятся службы. Но еще не везде ведется торговля. В древних храмах, не переданных полностью церкви, хранители стараются поддерживать температуру и влажность, позволяющую дольше сохраняться старым фрескам.
В такие храмы можно попасть внутрь, только когда нет дождя. Но, кажется, раньше было намного строже. Внутрь пускали только в солнечные дни.
Отступление. Многие храмы, в том числе даже "Золотого кольца" были заброшены еще до революции. Даже такие значимые в истории и искусстве России, как Покрова на Нерли или храмы Переславля. Или София Вологодская, построенная при Иване Грозном. Некоторые из храмов только после революции получили шанс на сохранение. Да, многое взрывалось. Но и спасалось многое. Кстати, и в Республиках уже с 1920-х сохранялись и с 1930-х восстанавливались древние мечети и соборы, разрушенные за сотни лет ДО. (Например, мечеть Шахи Зинда в Самарканде, упомянутая в рассказах Петрова-Водкина в 1921.)
Важно помнить, что в любые времена были люди, которые созидали и сохраняли. Многие памятники погибли в 1941-1944, а вовсе не из-за борьбы с церковью. Многие во время войны были сохранены атеистами как памятники искусства. Многие церкви, действовавшие в СССР, разрушились в 1990-х. Как это бывало и в прежние века, просто из-за запустения поселений и уменьшения паствы в определенной местности.
Многие памятники, из переданных церкви, окрашиваются заново поверх прежних росписей. Это прекрасно, наверное. Но я так счастлива и благодарна за возможность прислушиваться к посланиям предков, что всегда вздрагиваю, когда памятники передают РПЦ. Простите.
К чему это отступление? Откладывая путешествия, имейте в виду, что возможно, у нас очень мало времени, чтобы застать следы давних времен.
Спасибо, Вологда, за ощущение тепла в сердце. И за то, сколько дала нам, не смотря на нашу спешку. К тебе надо приезжать погостить на несколько дней, в отдельное путешествие. Нужно съездить к Белому озеру, порисовать пейзажи, нагуляться вдоволь в поисках светофоров через дороги с потоками машин, и долго-долго смотреть вверх в Софии. Даже если на следующий день будет болеть шея.
* Как и многие последующие информационные примечания, дата основания условная, наиболее распространенная или официально признанная.