Найти тему

Путь к белокаменной мечте. 12 фотографий незнакомого города. 1. Вологда и дождь.

Вступление.

С первого курса Академии Художеств (это было давно, еще в прошлом веке) я мечтала увидеть белокаменное зодчество домонгольского периода Владимиро-Суздальского княжества. И, конечно, воспетую знаменитыми искусствоведами, художниками, поэтами церковь "Покрова на Нерли".

Николай Рерих. Покрова на Нерли. Предположительно, написана в 1903, во время одной из его художественно-археологических поездок по древнерусским городам, из которых художник привозил массу этюдов, на которых фиксировал шедевры старинной архитектуры.. Экспонировалась в 1904 в Петербурге. Одна из сотен картин, которые не вернулись из США после Всемирной выставки в Сент-Луисе в 1904 (под предлогом спорного нарушения правил и традиционного русского отношения к налогам), и были распроданы с аукциона в 1912.
Николай Рерих. Покрова на Нерли. Предположительно, написана в 1903, во время одной из его художественно-археологических поездок по древнерусским городам, из которых художник привозил массу этюдов, на которых фиксировал шедевры старинной архитектуры.. Экспонировалась в 1904 в Петербурге. Одна из сотен картин, которые не вернулись из США после Всемирной выставки в Сент-Луисе в 1904 (под предлогом спорного нарушения правил и традиционного русского отношения к налогам), и были распроданы с аукциона в 1912.

Однако, в первые 19 лет этого тысячелетия чаще и лучше получалось изучать памятники других стран. С 2020 я значительно расширила свою карту путешествий по России, открывая для себя новые миры в позабытых историях.

Начало.

Путь от Петербурга до Владимира и обратно получился в 2222 км. 10 незнакомых городов и 3 давно любимых. Первая остановка в Тихвине - отдельная история здесь, это было про другую мечту.

Вологда.

-2

Основание - 1147*.
Она впустила нас в Софийский собор и на колокольню между дождями.
Приютила в музее традиционного искусства. Увлекла экспозицией древних икон с историей реставраций. Познакомила нас с вологодским шеф-поваром итальянского происхождения
Antonio Rizzi, сотворяющим кулинарные чудеса из местных продуктов. Более русским, чем многие из нас.

-3
Музей-заповедник. Остатки кремля, Архиерейские палаты и Софийский собор. Богоматерь  недавно была в Лувре. (И иконы, написанные Дионисием (одна из них видна слева). И то, что она не являются таким знаковым для всего мира произведением, как "Троица" Андрея Рублева, возможно, сбережет ее для следующих поколений жителей этой многоконфессиональной страны.
Преклоняюсь перед работой реставраторов и хранителей посланий от наших предков.
Музей-заповедник. Остатки кремля, Архиерейские палаты и Софийский собор. Богоматерь недавно была в Лувре. (И иконы, написанные Дионисием (одна из них видна слева). И то, что она не являются таким знаковым для всего мира произведением, как "Троица" Андрея Рублева, возможно, сбережет ее для следующих поколений жителей этой многоконфессиональной страны. Преклоняюсь перед работой реставраторов и хранителей посланий от наших предков.

Утром я побывал там, "куда ноги привели" или "куда глаза глядели". Праздно гуляя по улицам с будничным трафиком машин и с заметным недостатком переходов, я оказалась перед самой службой в Никольской церкви, наполненной низким приятным голосом высокого молодого батюшки, беседующего с притихшими детьми. Теми самыми, что за 10 минут до этого бегали по церковному саду, наполненному ароматами роз.

-5

А еще город Вологда подарил мне кусочек солнечного утра на берегах реки Вологды, Софию без посетителей - один на один, и прекрасный ливень, смывающий всю суету, что была до начала пути...

Но ливень - это, конечно не только мне. Это для всех. Чтобы никто не ушел обиженным. Или сухим.

-6
-7

В Софии Вологодской я оказалась благодаря маленькому перерыву между дождями.
Почти во всех храмах - памятниках (музеях-заповедниках) сейчас проводятся службы. Но еще не везде ведется торговля. В древних храмах, не переданных полностью церкви, хранители стараются поддерживать температуру и влажность, позволяющую дольше сохраняться старым фрескам.
В такие храмы можно попасть внутрь, только когда нет дождя. Но, кажется, раньше было намного строже. Внутрь пускали только в солнечные дни.

-8

Отступление. Многие храмы, в том числе даже "Золотого кольца" были заброшены еще до революции. Даже такие значимые в истории и искусстве России, как Покрова на Нерли или храмы Переславля. Или София Вологодская, построенная при Иване Грозном. Некоторые из храмов только после революции получили шанс на сохранение. Да, многое взрывалось. Но и спасалось многое. Кстати, и в Республиках уже с 1920-х сохранялись и с 1930-х восстанавливались древние мечети и соборы, разрушенные за сотни лет ДО. (Например, мечеть Шахи Зинда в Самарканде, упомянутая в рассказах Петрова-Водкина в 1921.)

Важно помнить, что в любые времена были люди, которые созидали и сохраняли. Многие памятники погибли в 1941-1944, а вовсе не из-за борьбы с церковью. Многие во время войны были сохранены атеистами как памятники искусства. Многие церкви, действовавшие в СССР, разрушились в 1990-х. Как это бывало и в прежние века, просто из-за запустения поселений и уменьшения паствы в определенной местности.

Многие памятники, из переданных церкви, окрашиваются заново поверх прежних росписей. Это прекрасно, наверное. Но я так счастлива и благодарна за возможность прислушиваться к посланиям предков, что всегда вздрагиваю, когда памятники передают РПЦ. Простите.

К чему это отступление? Откладывая путешествия, имейте в виду, что возможно, у нас очень мало времени, чтобы застать следы давних времен.

-9
-10
-11

Спасибо, Вологда, за ощущение тепла в сердце. И за то, сколько дала нам, не смотря на нашу спешку. К тебе надо приезжать погостить на несколько дней, в отдельное путешествие. Нужно съездить к Белому озеру, порисовать пейзажи, нагуляться вдоволь в поисках светофоров через дороги с потоками машин, и долго-долго смотреть вверх в Софии. Даже если на следующий день будет болеть шея.

-12

* Как и многие последующие информационные примечания, дата основания условная, наиболее распространенная или официально признанная.

-13