Чувство пропорций является одним из основных элементов в процессе рисования. Соблюдение пропорций означает умение соподчинять
размеры всех частей изображаемого предмета по отношению друг
к другу и к целому. Это обусловливает сохранение данного для исполняемого рисунка масштаба и в то же время дает рисующему
возможность изображать предметы значительно больше натуры и, наоборот, на небольшом листе бумаги развертывать грандиозные перспективы.
Так, чтобы нарисовать человека, устанавливается его высота в любом условном размере, например 25 см. По отношению к этой величине должны быть найдены размеры всех частей фигуры. Масштаб
дается заранее, а не вырабатывается в процессе работы. При рисовании по частям в большинстве случаев натура не умещается на листе, оказывается сдвинутой вверх или вниз. Для того чтобы не ошибиться в пропорциях, вначале следует определять соотношение больших величин, а затем выделять из них наименьшие.
Нарушение пропорций недопустимо вообще, но особенно оно ощутительно при построении человеческой фигуры и головы. В этих случаях даже небольшие отклонения искажают сходство и характер на-
туры. Поэтому изучению пропорций тела придается большое значение.
Существуют законы, определяющие взаимоотношения размеров частей.
Эти законы помогают уяснить сделанную рисующим ошибку или предостеречь от нее, Например, полезно узнать, что нормальное расстояние между глазами равно длине глаза. Учитывая это, легче определить, насколько ближе или дальше друг от друга должны быть поставлены глаза данной натуры.
Необходимо также иметь в виду, что размер головы взрослого человека (от подбородка до темени) составляет приблизительно 1/7— 1/8 всей высоты фигуры, что расстояние между концами пальцев расставленных горизонтально рук примерно одинаково с высотой фигуры;
размер от верхнего края головы до лобка приблизительно должен быть равен половине всего роста — знание этого помотает определить длину ног и туловища данного человека.
Сравнительную величину частей человеческого тела наглядно показывает рис. 10.
Пропорции женской фигуры несколько иные: грудная клетка уже,
а таз шире, чем у мужской.
Голова ребенка относительно туловища значительно больше, чем у взрослого человека, и т. д.
Многие художники прошлого, тщательно изучая пропорции человеческого тела, искали законы его гармонического строения. Среди них в первую очередь следует назвать греческих скульпторов четвертых и пятых веков до н. э. — Поликлета и Лисиппа, а также художников эпохи Возрождения — Леонардо да Винчи, Микеланджело, Дюрера.
На рисунке Микеланджело даются пропорции фигуры (рис. 11),
которая делится на восемь частей; каждая из них равна величине головы. Первая часть — голова, вторая — от подбородка до линии сосков,
третья — от сосков до пупка, четвертая — от пупка до лонного бугра,
пятая — от лонного бугра до середины бедра, шестая — от середины бедра до нижней части колена, седьмая — от нижней части колена до нижней части икры и восьмая — от нижней части икры до подошвы. Мера роста в восемь голов применима для высоких людей. При
низком росте длина фигуры соответствует величине около семи голов.
Трудности в определении пропорций часто имеют самые разнообразные причины. Из них главные — это так называемые оптические обманы. Например, черные и белые пятна одинакового размера воспринимаются различно — белое кажется больше, черное меньше.
Другой пример: при рисовании головы законченный, объемный рисунок глаза среди линейно намеченных форм будет казаться уменьшенным (как затемненное пятно среди светлого), а следовательно, сможет
дезориентировать рисующего в пропорциях. Поэтому для соблюдения
пропорций рисунок следует вести от первоначального наброска К
объемному изображению равномерно, не забегая вперед в разработке отдельных деталей. Это даст возможность сравнивать размеры
частей друг с другом и таким образом выдержать заранее намеченный
масштаб.
Определяя пропорции, необходимо учитывать, что формы наиболее детализированные или отличающиеся выразительностью кажутся
значительнее, а потому крупнее, чем другие такой же величины,
но лишенные деталей и экспрессии. Неопытные рисовальщики, не
учитывая этого обстоятельства, имеют склонность лобную часть головы в фас и затылочную в профильном изображении преуменьшать, увеличивая соответственно части с наиболее выразительными формами и чертами лица, подчеркивающими характер и душевное состояние человека.
Рисующий с натуры должен иметь в виду, что при одинаковом
размере горизонтальные линии кажутся длиннее вертикальных. В
этом легко убедиться, сравнив два подрамника одинаковой величины,
поставленные один в горизонтальном, другой в вертикальном положении. К числу элементарных ошибок начинающих художников можно отнести стремление растягивать предметы по горизонтали.
Если разделить лист на две равные половины, то нижняя часть
всегда будет казаться меньше. В силу этого свойства нашего зрения
обе половины латинской буквы $ нам кажутся равными только потому, что нижняя её часть в типографском шрифте делается тяжелее. Так же обстоит дело и с цифрой 8. Это явление учитывается мастерами печати, хорошо знакомо архитекторам; оно безусловно необходимо и в работе художника.
С давних времен придавалось большое значение воспитанию у
художника чувства пропорций и умения точно измерять величину
на глаз. Этому вопросу много внимания уделял Леонардо да Винчи.
Он рекомендовал специально придуманные им игры и развлечения для молодых рисовальщиков. Например, он советовал воткнуть в землю трость и на том или ином удалении стараться определить, сколько раз величина трости укладывается в этом расстоянии.
#Коллектив-авторов-Школа-изобразительного-искусства-_вып.01_-1964г#Попрограммехудучилища#РИСУНОК#РИСОВАНИЕСНАТУРЫ