Президент о космосе тоже говорил. Владимир Путин заявил, что это сложная, ответственная работа и у нас здесь отличные компетенции. Он выразил сожаление, что прилунение станции «Луна-25» не состоялось, но «программу мы не завершили, будем работать дальше». На 15 сентября запланирован пуск очередного «Союза» с космодрома «Байконур» - это очередная годовая миссия. Продолжительность полета экипажа МКС 70/71 составит 375 суток, за это время космонавты выйдут в открытый космос. На борту корабля по программе перекрестных полетов полетят российские космонавты Олег Кононенко и Николай Чуб, а также астронавт NASA Лорел О’Хара.
Сергей Михеев: Да, прилунение «Луны-25» состоялось, только не там, где планировалось, и в нештатном порядке. Обидно, что так случилось, но это вопрос для дальнейшей работы и анализа проблем. Лунная миссия всегда была очень сложной. Если посмотреть историю отечественной лунной миссии, то неудач больше, чем успехов, как и у многих других, если посмотреть сначала 1960-х годов запуск всех станций. На канале «Сергей Михеев», мы публиковали подборку: потери связи, разбился, улетел не туда и т.д. Это очень сложная технологическая миссия. Поэтому это не повод опускать руки, а повод работать дальше, как сказал президент.
Я считаю, что космос - перспективное направление развития. Во-первых, оно очень серьёзно мотивирует. Оно задаёт дух стремления вперёд, который важен. Я не сильно разделяю космическую романтику - покорение Вселенной, «на пыльных дорожках далёких планет останутся наши следы»… Всего этого не надо. Здесь ещё много дел. Земля – потрясающе прекрасное место для жизни. Обустройте его и живите! Тем не менее, необходимость и развитие космонавтики я признаю. Это даёт тонус для работы, новых открытий и всего остального.
Во-вторых: разработка космической техники даёт возможность для применения этих открытий и технологий в других отраслях знания, экономики и техники. Это тоже важно. Многие вещи, которые сначала создавались для космоса, потом внедрялись в нашу обычную жизнь. Простейшая вещь - мобильная связь. Это то, чем мы все теперь пользуемся. Без космоса это было бы невозможно. Если бы ничего не делали, то и связи не было бы. Думаю, что положительные моменты в этом есть.
Плюс ко всему, и обороноспособность от космоса серьезно зависит. В ходе СВО мы это поняли: нужна связь, разведка. К сожалению, наши враги в этом нас превосходят, потому что мы какое-то время рассказывали друг другу сказки, что нам этого не надо: «Давайте заниматься рыночным бизнесом - рынок сам всё определит». Не надо нам такого рынка - мы сами будем определять, что нужно и что не нужно, а где надо –сами рынку подскажем. Это важно.
Как было сказано Путиным, «у нас есть много знаний и умений». Президент абсолютно прав - у нас много знаний, умений в этой области, которые являются привлекательными для других стран мира, желающих эту программу развивать. Здесь есть где посотрудничать. Программы сотрудничества нас будут двигать вперёд в плане необходимости совершенствования знаний, умений и создания новой техники. Если состоится встреча Путина и Ким Чен Ына на космодроме, да ещё будет какой-нибудь пуск, это будет весьма знаменательно и заставит наших «доброжелателей» на Западе понервничать. И это очень хорошо.