Замечали, что у нас в обществе как-то не принято уважать детей? Старших принято. Женщин принято. Мужчин принято. А детей нет.
Они как бы заранее во всем виноваты и всегда неправы.
Нет, каждый родитель, конечно, любит конкретно своих детей. Но вот общей нормы в обществе, на мой взгляд, нет. Опять же любовь совсем не равна уважению.
Уважение – это почтительное отношение, основанное на признании достоинств человека. И это нелегко признать, но достоинства есть у каждого, даже у детей. Взрослые взрослым всегда дают аванс – изначально подразумевают, что это человек достойный, пока он не докажет обратного. А вот с детьми происходит с точностью до наоборот.
Взрослым удобно смотреть на детей, как на сырое тесто, с которым еще работать и работать. И тогда, возможно, когда-нибудь из этих детей вырастут взрослые, которых будет за что уважать. А пока не заработали, не заслужили. Детям приходится доказывать, что их есть за что уважать.
Мы привыкли думать, что нам в России досталась от Советского союза самая лучшая система образования. Комики высмеивают американцев и европейцев, у которых в школах не преподают так глубоко, например, математику, как у нас.
Но я вижу в нашей системе образования, к сожалению, тотальное неуважение к детям, которое является старой доброй традицией. Ребенок должен молчать и слушаться. Его мнение не имеет значения, он еще не заслужил права его высказывать.
Уважением пользуются, чаще те, кто для взрослых просто удобен – хорошо учится, хорошо себя ведет, не высказывает лишний раз своего мнения, т.е попросту не мешает. А потом приходим к ситуации, когда «настоящих буйных мало, вот и нету вожаков».
Был у меня в прошлом году разговор с классным руководителем моей дочери, которая жаловалась, что дети не идут с ней на контакт. Детям было 12 лет – расцвет пубертата, когда они уже перестают быть теми милыми малышами, которые готовы заглядывать в рот учителю. Но еще не обрели должное количество мозгов и вес в глазах взрослых, чтобы те были готовы говорить с ними хотя бы немного на равных.
И все мое наблюдение ситуации показывало, что учитель не хочет найти контакт – она хочет, чтобы они ее беспрекословно слушались. 12-летние подростки, ну-ну… Для нее контакт – это их послушание. Но здоровая личность, априори, не может быть всегда и со всем согласна. Здоровые отношения подразумевают диалог, в котором все стороны могут высказывать свое мнение. И уважение – это там, где взрослые готовы выслушивать мнение детей.
К счастью, и у нас не все так плохо. Есть настоящие педагоги, которые уважают детей. Которые заранее дают им право быть разными, быть не идеальными, проявлять себя, как личность. Не подумайте, что я ругаю всю школу.
Помню, еще в конце 90-х годов я пришла в гости в детский сад к своему воспитателю. Она у нас была замечательной, и дети, и родители ее очень любили. А мы – дети много лет продолжали бегать к ней в гости. И вот прихожу я и наблюдаю интересную картину – воспитатель обращается к детишкам на Вы. Меня тогда это так удивило… Сейчас понимаю, что Татьяна Николаевна сама, как могла, искала в том бурно меняющемся мире (кто хорошо помнит 90-е годы, тот поймет) новые подходы к воспитанию детей. И, видимо, пробовала какие-то западные практики. Не думаю, что эта практика прижилась, но хочу обратить внимание на сам подход. Воспитатель демонстрировала детям свое уважение к ним.
Уже седьмой год я мама школьников и точно знаю, что в школе такие педагоги тоже есть. Не так много, но есть.
Очень хотелось бы, чтобы их становилось все больше. Тех, кто не считает себя вправе кричать, обзывать детей, требовать от них беспрекословного подчинения в любом моменте. Готовых слушать и видеть в каждом ребенке личность.
Если к детям чаще поворачиваться лицом, то и им меньше захочется поворачиваться к взрослым попой.