Найти тему

МЧД вместо сертификата: как подписывать электронные документы после 1 сентября 2023 года

Оглавление
Источник: Freepik.com
Источник: Freepik.com

С 1 сентября 2023-го сотрудники компаний и специалисты на аутсорсе должны использовать машиночитаемую доверенность (МЧД) при подписании документов. Это изменение касается всех, кто раньше обменивался электронными документами с контрагентами и государственными ведомствами, такими как ФНС, Росстат или Росфинмониторинг.

Что такое МЧД

-2

До 1 сентября 2023 года сотрудники, которые сдавали отчетность, подписывали акты и другие документы от имени руководителя организации, пользовались квалифицированным сертификатом юридического лица. В нем наряду с данными юрлица были указаны и данные уполномоченных физлиц. Иногда для подтверждения таких полномочий контрагентам отправляли скан-копии бумажных доверенностей.

Теперь, чтобы подписывать документы от имени компании, каждому доверенному сотруднику нужно иметь электронную подпись физлица и прикладывать МЧД. Фактически это аналог доверенности в бумажном виде, которая подтверждает право сотрудника совершать определенные действия от имени компании. Скан-копии больше не нужны.

Доверенность содержит информацию о доверителе (руководителе) и уполномоченном сотруднике, описание полномочий сотрудника, сведения об информационной системе, которая предоставит данные о досрочном прекращении доверенности и т. д. Полный список данных в Приказе Минцифры.

МЧД создается в формате XML и подписывается квалифицированной электронной подписью (КЭП) руководителя. Он по умолчанию имеет все полномочия, а с помощью МЧД делегирует их своим подчиненным. Единый формат доверенности можно посмотреть, например, на сайте Госуслуг.

Понятие «машиночитаемая доверенность» зафиксировано в Федеральном законе от 27 декабря 2019 года, по собственному желанию пользоваться МЧД можно было с марта 2022-го, обязательно — с 1 сентября 2023-го. Таким образом, у разработчиков систем ЭДО и информационных систем было время, чтобы реализовать необходимый функционал.

Виталий Занин, руководитель проекта Электронный документооборот ЭТП ГПБ:

«ЭТП ГПБ как доверенный оператор ЭДО ФНС России полностью готова к использованию машиночитаемой доверенности. Все пользователи нашей системы могут создать МЧД и работать с ней в рамках своего тарифа».

Виталий Занин, руководитель проекта Электронный документооборот ЭТП ГПБ
Виталий Занин, руководитель проекта Электронный документооборот ЭТП ГПБ

Кому нужна МЧД

-4

Нововведение важно прежде всего для крупных компаний, в которых для каждого вида деятельности нужны свои полномочия. Например, договор с контрагентами подписывает один сотрудник, а отчетность в налоговую сдает другой. В этом случае МЧД позволяет строго разграничивать полномочия этих сотрудников.

Если в компании всеми электронными коммуникациями занимается руководитель, то МЧД не нужна: он и так имеет все полномочия по сертификату юридического лица. Новая норма также не затрагивает ИП и госсектор — они получают сертификаты как раньше. Кроме того, 4 августа 2023 года приняли закон № 457-ФЗ, который разрешил сотрудникам использовать ранее выданные сертификаты юрлиц вплоть до истечения срока их действия, но не позднее 31 августа 2024 года.

Как получить МЧД

-5

Ильдар Шайдуллин, начальник Удостоверяющего центра «ЭТП ГПБ Консалтинг»:

«Чтобы начать работать с МЧД, представителю организации необходимо выполнить два шага:

  1. Получить квалифицированный сертификат физического лица в аккредитованном удостоверяющем центре. В сертификате указаны ФИО физического лица и его реквизиты.
  2. Создать МЧД и подписать ее у руководителя.

Удостоверяющий центр «ЭТП ГПБ Консалтинг» оказывает комплексную услугу по выдаче квалифицированных сертификатов и созданию МЧД. Для корпоративных клиентов сервис по работе с МЧД предоставляется бесплатно».

Ильдар Шайдуллин, начальник Удостоверяющего центра «ЭТП ГПБ Консалтинг»
Ильдар Шайдуллин, начальник Удостоверяющего центра «ЭТП ГПБ Консалтинг»

После заверения руководителем МЧД размещают в электронном реестре ФНС. Хотя регистрация в реестре ФНС обязательна только для отправки налоговой отчетности, стоит иметь в виду, что его часто используют при проверке контрагентов.

Какой срок действия МЧД

-7

Законодательство никак не ограничивает срок действия МЧД. Если в доверенности срок не указан, по умолчанию она действует 1 год. При этом руководитель может в любой момент отозвать МЧД — независимо от того, прописан в ней срок действия или нет.

Нужны современные инструменты работы с электронной подписью — закажите демонстрацию сервиса МЧД от ЭТП ГПБ.