Найти в Дзене
Лучшее на Урале

Прогулка на Адуйские самоцветные копи

Раухтопаз https://triptonkosti.ru/2-kartinki/rauhtopaz-kamen-kartinki.html
Раухтопаз https://triptonkosti.ru/2-kartinki/rauhtopaz-kamen-kartinki.html

Жители Урала знают про самоцветную Мурзинку, рядом с которой добывали каменья еще а 17 веке. Но есть не менее интересное с точки зрения минералогии место - Адуйские копи. Адуй - небольшая речка северо-восточнее Екатеринбурга, рядом с ней копи и находятся. Я побывал на них в средине августа, хочу поделиться впечатлениям.

Чтобы попасть на копи, надо добраться до станции Крутиха. Сделать это можно на пригородном поезде, или автобусом, они в сторону Режа с Северного вокзала Екатеринбурга ходят каждый час. Дорога на автобусе занимает чуть больше часа.

Что же тут имеется? Пегматитовые жилы с бериллом, топазом, аметистом, морионом и раухтопазом (дымчатым кварцем). По некоторым данным, копей больше сорока. Зона минерализации протянулась с севера на юг на 8-10 километров.

Адуйские копи
Адуйские копи

Вот так копи выглядят на карте полезных ископаемых, выложенной на сайте ВСЕГЕИ. Карта грубая, но сориентироваться можно. 17 - это граница бериллиевого оруденения. 20 - Семенинская копь, речь о ней впереди. Эта копь подписана на космоснимках в Яндекс-картах, как и некоторые другие. Дороги тоже на космоснимках хорошо просматриваются.

В мои первоначальные планы входило дойти до речки Адуй, юго-западнее копей, и там на берегу заночевать. Не срослось..

Для охраны этого природного объекта был создан Режевской заказник. Есть даже официальный сайт, пустой. В интернете вообще информации нет, не ясно, где граница заказника, где официальные стоянки. Выяснил только, что охрана заказника возложена на Режевское лесничество, как охраняют, напишу.

Рядом с Крутихой находятся два гранитных карьера, дорого в заказник ведет мимо одного из них.

-3

Когда-то дорога была преграждено каменными глыбам для предотвращения доступа в заказник, но ее расчистили.

Режевской заказник
Режевской заказник

Не только сам заказник, но и вообще весь лес почти до самой Крутихи выгорел весной этого года. Причем не заметно, что его пытались отстоять. Противопожарные канавы нарыли уже на подходе к станции.

Живыми остались только самые крупные березы и сосны. Деревья поменьше погибли, подлесок просто исчез, и так многие километры. А вот табличка сохранилась.

Табличка Режевского заказника
Табличка Режевского заказника

Я еще не дошел до заказника, как вдалеке, слева от дороги раздались три глухих взрыва. Мои худшие опасения стали оправдываться, в заказнике ведется добыча драгоценных камней. Люди раздобыли взрывчатку и применяют ее на особо охраняемой природной территории. Взрывчатка тянет лет на десять строгого режима. Мне с этой публикой встречаться не захотелось, пришлось отказаться от ночевки на берегу Адуя. Я взял правее, в сторону Семенинской копи.

Первой повстречалась копь Дальняя.

Я осмотрел ее, разумеется драгоценных каменьев мне никто не приготовил. Нашел только куски письменного гранита, но брать его не стал, тяжело тащить.

Под вечер вышел на Семенинскую копь. Прошел не так уж много, километров двенадцать, но из-за тридцатиградусной жары устал. Надо было решать проблему с водой. На юг шла дорога, и судя по карте, километрах в полутора она пересекала речку Парфеновку. То, чем оказалась речка, меня не порадовало.

Река Парфеновка
Река Парфеновка

Правда воду я брал немного в стороне, где было меньше мути. Ничего, после кипячения вода оказалось пригодной для чая, только скопился осадок на дне котелка.

Отошел от дороги, нашел упавшее дерево, чтобы сидеть, развел костер. Уже смеркалось, когда откуда-то сверху раздался непонятный шум, потом затих. Когда шум вновь повторился, до меня дошло, что он мог принадлежать беспилотнику. Я развел костер в заказнике, это наказуемо, даром, что весь заказник выгорел. Если охрана в заказнике существует, то почему бы ей меня не изловить и не оштрафовать? Костер я раскидал, быстренько собрал рюкзак, прихватил котелок с чаем и покинул место стоянки. Далеко не ушел, мимо проехал УАЗик "Буханка" с выключенными фарами и почти бесшумно, под горку. Костер я больше не разводил, УАЗик проехал назад во вторим часу ночи. Была ли это охрана или серьезные мужики ехали по своим каменным делам - не знаю.

Окутинские копи
Окутинские копи

Утром отправился обратно, слева были Окутинские копи с аметистом и раухтопазом (дымчатым кварцем).

Теперь можно стало осмотреть и Семенинскую копь.

Семенинскую копь
Семенинскую копь

Эта яма со срубом - она и есть. На рубеже 19-20 веков в здесь добыли десятки пудов топазов (в другом источнике - бериллов), пригодных для огранки. Копь разрабатывалась до начала девяностых годов, еще недавно здесь стоял копер, который весной сгорел. Как и заброшенный кордон, от которого осталась только печка.

Остатки кордона
Остатки кордона

Невдалеке находится еще Адуйская копь, но я туда не попал, не захотел переходить через ручей, вернее глубокую лужу. Торопится было некуда, расстелил коврик и попытался вздремнуть. Но спать в солнечную погоду в сгоревшем лесу - дело неблагодарное, погибшие деревья не дают тени. Собрал рюкзак и отправился назад, к Крутихе, подальше от этого заказника.

Уже подходя к карьеру нашел кусочек не выгоревшего леса, отошел от дороги и остановился на ночевку. Под вечер проехал в сторону заказника внедорожник с прицепом, вернулся ночью. Мне было интересно, появится ли УАЗ "Буханка"? Если это была охрана заказника, то должна была появиться, вечером. Наблюдая за кострами, легко ловить нарушителей. Но нет, "Буханки" не было.

Утром, часов в пять, отправился к станции. Времени было с запасом, взобрался на бот гранитного карьера, там работа кипела.

Гранитный карьер Крутиха
Гранитный карьер Крутиха

То, что я увидел, было достойным завершением моего маленького жутковатого путешествия. Видите вдалеке у леса белую полоску? Это не туман, это пыль от дробилки. А ведь там работают люди! Эта пыль - штука страшная, острые пылинки режут легкие и остаются в них навсегда. Силикоз - болезнь неизлечимая. Вот так!