Найти тему
Царьград

Не ошибка пилота и не взрыв: Крушение самолёта Пригожина. Версия, которую не ждали

Оглавление
PETROV SERGEY/NEWS.RU/GLOBALLOOKPRESS
PETROV SERGEY/NEWS.RU/GLOBALLOOKPRESS

С момента крушения самолёта прошло уже достаточно времени. Похороны жертв катастрофы состоялись, однако по сей день нет официальных данных, которые раскроют информацию, что же именно произошло с пригожинским бизнес-джетом. На неудобные вопросы дали ответы журналисты.

Расследование авиакатастрофы борта Евгения Пригожина привлекло специалистов, которые ранее занимались расследованием столкновения самолётов над Боденским озером в 2002 году. В то время, по официальным данным, причиной катастрофы стала ошибка диспетчера. По данным Базы, некоторое время назад участникам расследования сообщили о необходимости их помощи в деле с самолётом главы ЧВК "Вагнер" Евгения Пригожина. Специалистов-диспетчеров уведомили о необходимости сбора всей информации, которая ранее готовилась по столкновению Ту-154 "Башкирских авиалиний" и "Боинга-757" авиакомпании DHL.

Ищите диспетчера

В 2002 году русских диспетчеров привлекли к расследованию уголовного дела, поскольку причиной жуткой трагедии стала деятельность их швейцарского коллеги. Петер Нильсен в то время трудился диспетчером воздушных аппаратов, слишком поздно проинформировал команду экипажа Ту-154 о снижении, что привело к дальнейшему столкновению. Жертвами стали более 70 человек, включая пару членов экипажа борта DHL. Через два года Виталий К., лишившийся в трагедии супруги и двоих детей, совершил убийство Нильсена на пороге его дома.

ФОТО: ЦАРЬГРАД
ФОТО: ЦАРЬГРАД

Однако по сей день остаётся не ясно, как специалисты смогут помочь в разбирательстве авиакатастрофы пригожинского борта. Ведь в предыдущем инциденте эксперты изучали деятельность диспетчерской службы, а относительно ЧП над Тверской областью даже не было озвучено версии о возможной ошибке такого характера. Примечателен и тот факт, что на общедоступных видеозаписях не было зафиксировано второго самолёта, который якобы летел вслед за рухнувшим судном.

Вины пилотов нет - и точка

Некоторое время назад стало известно о денежных выплатах семьям жертв ЧП на пригожинском борту. Личный инсайдер телеграм-канала "ВЧК-ОГПУ" информирует, что родственникам передали по 5 миллионов рублей.

ФОТО:POOL /WAGNER GROUP
ФОТО:POOL /WAGNER GROUP

В сообщении канала отмечалось, что у представительства ЧВК "Вагнер" нет сомнений в том, что трагедия случилась не по вине лётчиков. Но официальное следствие всё же настаивает на иной версии произошедшего. В Следкоме всерьёз взяли на разбор версию, которая предусматривает полную вину экипажа воздушного судна. В силу того что расследование проводится в закрытом формате, узнать полную информацию о ходе дела не представляется возможным.

По некоторым данным, уже даже было возбуждённого уголовного дела по статье Уголовного кодекса о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации самолёта. По сей день проводятся допросы руководителей и всего персонала сотрудников авиафирмы.

Кто мог пронести взрывное устройство?

Ни для кого не секрет, что Евгений Викторович был вынужден тщательно подходить к обеспечению своей безопасности. Всё-таки он был человеком влиятельным, и уже не раз случались инциденты, когда на него в буквальном смысле охотились. О том, что для передвижений бизнесмен использовал сразу несколько "эмбраеров", мало кто знал. Обычно глава ЧВК "Вагнер" выбирал себе самолёт чуть ли не перед взлётом.

ФОТО: ЦАРЬГРАД
ФОТО: ЦАРЬГРАД

23 августа оба самолёта Пригожина совершили взлёт в разное время. Первое судно потерпело крушение в Тверской области. Маршрут второго лайнера был зафиксирован в нескольких местах, в том числе в Турции и Саудовской Аравии, а после и вовсе он отправился в Баку. Но главным отличием является то, что борт смог совершить благополучную посадку в одном из аэропортов Москвы.

Если уж и рассматривать всерьёз версию с терактом, то встаёт вполне очевидный вопрос: как на борт судна могли незаметно пронести взрывчатку? Некоторые склонны полагать, что взрывное устройство внедрили под шасси или заложили в грузовое отделение. Кто-то же настаивает, что взрывоопасное устройство пронёс внутрь самолёта кто-то из близкого окружения. Обе версии не имеют подтверждений.

Западные СМИ не остались в стороне и тоже стали увлечённо спекулировать на гибели Евгений Викторовича. The Wall Street Journal и вовсе сообщила, что якобы Embraer Пригожина имел уникальное оборудование для защиты от слежки и "умные" окна с передовой тонировкой. Примечательно, что никаких косвенных доказательств не последовало, издание лишь сослалось на некие источники в ЧВК и африканских военных.

Кто ответит на неудобные вопросы?

В РБК выяснили, что расследование поручено следователю по особо важным делам Ивану Сибуле, который ранее уже занимался громкими делами об авиакатастрофах. Например, работал над делом о крушении самолёта во Внуково в 2014 году (в этой аварии погиб глава французской нефтяной компании Total Кристоф де Маржери) и разбирался в деле о крушении в 2019 году Superjet 100 в Шереметьево.

И в случае крушения борта в Шереметьево в 2019 году, и в деле о разбившемся самолёте во Внуково в 2014 году расследованием в том числе занимался МАК. Однако авиакатастрофу в Тверской области, где погибли Евгений Пригожин и другой основатель ЧВК "Вагнер" Дмитрий Уткин вместе с охраной и экипажем взяли на себя СКР и Росавиация. Почему так? Адвокат Игорь Трунов полагает, что Росавиация взялась за дело из-за личностей пассажиров бизнес-джета. Все они были при оружии и, конечно же, не досматривались по обычным для всех правилам - это связано с родом деятельности:

Возможно, за первые два часа всё стало ясно и встал вопрос, при чём тут МАК, - сказал Трунов, добавив: - То есть вывод [о причинах катастрофы] мог быть очевиден изначально, поэтому МАК не привлекли.

Также следует отметить, что крушение самолёта Пригожина стало экстраординарным случаем и с точки зрения политической подоплёки. Такой позиции придерживается уже авиационный эксперт Григорий Померанцев. Он, к слову, напомнил и об отказе России от международного расследования. Но здесь, как считает Померанцев, всё в целом понятно. Поскольку было бы абсурдным допускать к борту представителей компании, которая несколько лет именно по политическим мотивам отказывалась от обслуживания борта, хотя сама же его и произвела. Ранее в компании Embraer действительно заявили, что не обслуживают этот конкретный самолёт с 2019 года из-за введённых санкций, уточняет РИАМО.

Причём здесь оружие и боеприпасы?

На месте падения частного борта Embraer ERJ-135BJ обнаружили гранаты, боеприпасы, а также стрелковое оружие.

По данным канала Mash, оружие могло принадлежать бойцам ЧВК "Вагнер", которые находились на борту джета вместе с Евгением Викторовичем и Дмитрием Уткиным. Известно, что среди пассажиров самолёта были зарегистрированы вагнеровцы Сергей Пропустин, Евгений Макарян и Александр Тотмин.

Всего в авиакатастрофе в Тверской области погибло 10 человек, среди пассажиров значился и сам бизнесмен Евгений Пригожин.

Из-за этой находки у следствия появилась ещё одна неприоритетная версия: причина ЧП - "неосторожное обращение с боеприпасами". Официального подтверждения гибели Евгения Пригожина до сих пор нет. Точная причина трагедии также неизвестна. Росавиация также ведёт расследование.