Найти тему
Valentino4ka

Большой талант требует большого трудолюбия

В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат. В.А.Сухомлинский

Выявление одаренных учащихся — достаточно сложная многоступенчатая процедура. «Школа – это тот социальный институт, где каждый ребёнок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность». Будущее любого государства начинается с его системы образования. Чем скорее в эту систему будут внедрены методы, формирующие творческую личность, тем сильнее и богаче будет такое государство. Поэтому, внимание к одаренному ребенку не должно исчерпываться лишь периодом его обучения. Опыт показывает, что значительные трудности одаренные люди испытывают и в периоде профессионального самоопределения и в дальнейшем, в самом процессе творчества. Другими словами, таланту нужна постоянная забота всего общества и только тогда мы будем иметь людей, конструктивно реагирующих на малейшие изменения в развитии общества, способствовать его развитию и процветанию.

-2

XXI век диктует о необходимости воспитывать «хорошо подготовленных, предприимчивых и деловых людей, способных к восприятию новых идей, нестандартных решений».

Очень популярными сейчас стали слова К. Роджерса о том, что «если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы сможем погибнуть, и это будет та цена, которую мы все заплатим за отсутствие творческости». Темпы развития современного общества диктуют новые правила и школе – это развитие креативной компетентности личности как средство формирования прочных знаний, повышение интереса к познанию, подготовки учащихся к жизни. Всё это предъявляет определённые требования к педагогу: поиску новых форм, активных методов и технологий обучения. Новой школе нужен такой педагог, который способен интуитивно не только чувствовать таланты ребенка, но и развивать их, способствовать развитию человека будущего.

Каждый раз, вспоминая своих талантливых учеников, всплывает пример моей работы с мальчиком нашей школы – Янгировым Вадимом. Я познакомилась с ним в 5 классе. Это был мальчишка, который не поддавался воспитанию, плохо учился, был трудным, как это порой мы привыкли называть. Тогда, впервые, я решилась на эксперимент. Я начала выявлять его светлые пятна в его такой трудной биографии. Ему совершенно не интересно было ходить на занятия. Трудно пришлось, но я в процессе наблюдения и анкетирования узнала, что он любит петь. Поговорила с ним, подобрала ему песню на английском языке, и каково было моё удивление, что он выучил её к следующему уроку, а потом были песни ещё и ещё. Я стала работать с ним. Мальчик не только подтянулся в английском языке, но и по другим предметам, стал участвовать в олимпиадах, смотрах, конкурсах. А сейчас он уже вырос и работает в отделе культуры, очень красиво поёт, в его репертуаре и английские песни. Я так благодарна судьбе встрече с ним, что помогла этому человеку в его самоопределении.

-3

Успех ученика – это своего рода определённое направление в его личностной судьбе, которое имеет свою жизненную траекторию и от которой порой зависит вся дальнейшая судьба ребёнка.

Правильно говорят, что, если человек талантлив, то талант у него многогранен. Однако он должен еще суметь развить в себе все эти дарования, отшлифовать свои способности и правильно воспользоваться ими с пользой для себя и для людей, но удается это далеко не всем и уж во всяком случае, не сразу. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одарённых детей — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»). Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Скрытая одаренность проявляется в нетипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. Одаренный ребенок стремится к новым познавательным ситуациям, они его не только не пугают, а, напротив, вызывают у него чувство радости. Талантливый ребенок - это ребенок с такими результатами выполнения деятельности, которые отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости.

-4

В последнее время термин «одаренность» получил вновь общественное признание, так же как и социальная значимость проблемы обучения одаренных детей, что является важным шагом к ее решению.

«Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев», сказал в своё время Д.И. Менделеев.

Нет ни капли сомнения, что все дети талантливы. Найти, раскрыть, способствовать развитию талантов своего ребенка – это одна из важнейших задач школы. Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы должно проходить на основе принципов индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса. Главной задачей учителя является — обнаружить и развить в ребенке его главный талант, то, что он умеет лучше многих, помочь выявить и развить те способности, которые в будущем принесут ему радость и успех в жизни.

-5

Методологической и теоретической основой опыта считаю методические пособия известных педагогов, обосновывающих значимость данной проблемы (Б. Блума, Дж.Кэррола, В.М.Глушкова., П.М.Якобсона, А.Н.Леонтьева, Е.С.Полат), идеи гуманистической направленности: концепцию личностно-ориентированного подхода в обучении И.С. Якиманской; теорию формирования личности в деятельности (А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна). Наблюдая за успехами своих учеников, я познакомилась с трудом Вильяма Штерна “Умственная одаренность”. Этот автор перевернул мое отношение к работе с детьми.

В. Штерн утверждает: “Умственная одаренность есть общая способность сознательно направить свое мышление на новые требования. Есть общая умственная способность приспособления к новым задачам и условиям жизни”.

С этим утверждением я вполне согласна, ведь с практической точки зрения весьма важно, чтобы учитель, который привык оценивать своих учеников преимущественно по их внешним успехам, совершенно уяснил для себя, насколько эти успехи обусловлены участием определенной способности, а именно, общей умственной одаренности. Такая задача заставила меня пристальней присмотреться к своим ученикам, проанализировать их индивидуальные особенности. Таким образом, может быть, я приду к более правильной оценке успехов своих учеников и буду в состоянии дать им добрый совет при выборе профессии. Все эти теоретические рекомендации помогли внести новые идеи в учебную и внеклассную деятельность, сделать учебный процесс личностно-значимым для учащихся.

-6

Новая школа требует новой модели учителя. Это учитель – профессионал. Этот учитель, подобен садовнику, который озабочен, чтобы плодовые деревья в его саду как можно лучше зеленели, с них прежде времени не осыпалась листва, а плоды радовали окружающих.

Б.Блум выделил три типа учителей, для развития одаренных учащихся.

Это: учитель, вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающей интерес к предмету; учитель, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком технику исполнения; учитель, выводящий на высокопрофессиональный уровень. Поэтому, в такой работе необходимо учиться самому педагогу. Только творческий и увлеченный учитель может воспитать компетентную личность, способную воплотить в жизнь свои мечты и стремления. Именно творчество позволяет учителю «зажигать» мальчишек и девчонок на экспериментальную и исследовательскую работу, вести их за собой. Например, многие талантливые люди признавались, что вкус к их делу привили им их учителя в школе. Так что многое может зависеть от педагога, который берется воспитывать молодое дарование. Мои учащиеся владеют информационными навыками и используют их при подготовке к урокам, на уроке, во внеурочной деятельности, применяют при выполнении проектов по изученным темам, ведут «Языковой Портфолио», участвуют в конкурсах от Всероссийского до Международного уровня. Исследовательская деятельность на уроке становится очередным витком в работе с детьми.

Свою работу с одарёнными детьми я проводила по разным направлениям: «Развитие одарённости через изучение английского языка», «Развитие одарённости через внеклассную деятельность», «К творческому развитию через английский».

Эти темы подсказывала жизнь, подсказывали дети, с которыми я работала. Большой дефицит испытывает в настоящее время школа в учебниках и программах, в которых бы учитывались индивидуальные темы усвоения материала одаренными детьми.

-7

Новизна и цель моей работы состоит в разработке форм работы с такими детьми, которой я пользуюсь на протяжении последних лет работы в школе. Основными направлениями я определила:

1. создание мотивации успеха в работе у учащимися;

2. изучение индивидуальных способностей и возможностей ребёнка;

3. изучение интересов учащихся в изучаемом предмете, проведение диагностических измерений;

4. проектирование деятельности для создания ситуации успеха, разработка пошаговой программы работы с учащимися;

5. формирование банка «успеха учащегося».

Я провела микроисследование, которое на протяжении нескольких лет служит мне путеводителем в работе с детьми, имеющими повышенную мотивацию к изучению английского языка.

Основными задачами, конечно, были разработать методику и проводить целенаправленно в дальнейшем работу по развитию креативных способностей школьников. Объектом исследования я выделила разработку системы работы с одарёнными детьми. Считаю, что, если в каждом образовательном учреждении одним из приоритетных направлений в деятельности педагогического коллектива будет разработана система работы с одарёнными детьми, будет планомерно организован мониторинг, диагностика возможностей ребёнка, всё это будет способствовать развитию креативных способностей школьников. Основными методами исследования я выбрала: изучение показателей здоровья, анкетирование; оценка уровня развития психологом школы; наблюдение за организацией работы. Я разработала вариант рабочей программы действий «Одарённый ребёнок». Конечно, как и в любой работе, здесь имеются риски, основное правило в моей работе является «Не навреди». Не случайно символом чадолюбия принято считать пеликана – ведь, по древней легенде, он спас от голода птенцов, напоив их собственной кровью. Поэтому, каждому педагогу, работающему с талантами, необходимо иметь как общую картину, так и индивидуальный банк данных на такого ученика. Именно он может послужить руководством к последующим действиям. В этой работе важно всё, начиная от медицинской карточки ученика до отслеживания его продвижения по годам, начиная с начального звена. В своей работе я постоянно провожу мониторинг. На каждого ребёнка, имеющего склонности и способности к английскому языку, я предлагаю завести индивидуальные карты развития, которые помогают в большинстве случаев объяснить поведение учащихся, управлять их индивидуальным развитием и продвижением и систематизировать работу.

-8

Технология опыта с одарёнными детьми в школе включает систему мер по созданию мотивации успеха в работе с учащимися.

Ориентация на способность ученика открывает путь к проектированию определённых действий в такой работе. Немаловажным в работе считаю поиск путей создания атмосферы доверия и творчества в работе с талантливыми детьми. В моей практике есть немало таких примеров, когда мотивация способствовала раскрытию способностей учащихся, словно по взмаху волшебной палочки. Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Учёт индивидуальных особенностей учащихся, изучение интересов ребёнка в изучаемом предмете с учётом индивидуальных возможностей необходимо проводить совместно с психологом, учитывая особенности внимания, памяти, мышления ребёнка, с которым работаешь.

Ситуация успеха – это субъективное переживание человеком личностных достижений в контексте истории его жизни, которая ежедневно разворачивается и свершается на уроке.

Как создавать ситуацию успешности на уроке?

Прежде всего, развивать в ученике поисковую активность, которая проявляется:

• в познавательной творческой активности;

• в самостоятельном поиске источников необходимой информации;

• в готовности к принятию решений в ситуации выбора.

Критериями успешности кроме мотивации являются также адекватность дидактического материала и гибкость учителя, способного скорректировать свои действия на основе оперативной оценки результативности действий учащегося. Януш Корчак сказал: «Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств». Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинств ученика и в итог становится основным фактором развития личности человека нового тысячелетия. Конечно, эта ситуация субъективна и индивидуальна, но необходимо убеждать, что «Успех порождает успех». С учетом специфики одаренности в детском возрасте наиболее адекватной формой идентификации признаков одаренности того или другого конкретного ребенка является психолого-педагогический мониторинг.

При выявлении одаренных детей необходимо дифференцировать:

а) актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном этапе;

б) особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в различных видах деятельности;

в) потенциальные возможности ребенка к развитию.

Изучение методики работы с одарёнными детьми позволяет внести системные изменения в организацию образовательного процесса, проектировать позитивные программы действий для создания ситуаций успеха, расширить возможности индивидуализации и систематически отслеживать процессы, а в случае необходимости даже корректировать свою работу.

-9

Выявление одаренных учащихся — достаточно сложная многоступенчатая процедура, которая должна проводиться профессионально подготовленными людьми.

Одаренные дети требуют дифференцированных учебных программ, выходящих за рамки обычного школьного обучения. Учителям нелегко удовлетворить эту повышенную любознательность на уроке. Кроме того, многие вопросы могут быть настолько сложны и требовать таких глубоких и разносторонних знаний, что на них трудно ответить даже специалистам. В этой связи необходимо разрабатывать педагогические технологии, позволяющие одаренным учащимся самостоятельно искать и находить ответы на интересующие их вопросы. Для этих целей могут использоваться новые информационные технологии (в том числе Интернет), обучение учащихся приемам самостоятельной работы с литературой, методам исследовательской деятельности, включение их в профессиональное общение со специалистами и т.п. Поскольку об одаренности ребенка нередко судят по его достижениям, прежде всего в учебе, то по перечисленным далее особенностям можно отличить одаренного ребенка от просто очень способного и хорошо обученного. У такого ребёнка определенный объем знаний, умений и навыков превышает обычный средний уровень. Одаренный ребенок стремится к новым познавательным ситуациям, они его не только не пугают, а, напротив, вызывают у него чувство радости. Даже если в этой новой ситуации возникают трудности, одаренный ребенок не утрачивает к ней интереса. Способный ученик с высокой мотивацией достижений любую новую ситуацию воспринимает как угрозу своей самооценке, своему высокому статусу. Одаренный ребенок получает удовольствие от самого процесса познания, тогда как просто способного значительно больше волнует результат.

Дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенции к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании):

- общие интеллектуальные способности;

- конкретные академические способности;

- творческие или продуктивные способности;

- лидерские способности;

- психомоторные способности;

- художественные и исполнительские искусства.

Выявление одаренных учащихся — достаточно сложная многоступенчатая процедура. Один из ведущих специалистов в этой области Щебланова Е.И. выделяет семь диагностических этапов:

Ø Номинация (называние) — имена кандидатов в разряд одаренные;

Ø выявление проявлений одаренности в поведении и разных видах деятельности учащегося на основании данных наблюдений, рейтинговых шкал, ответов на анкеты и т.п.;

Ø изучение условий и истории развития учащегося в семье, его интересов, увлечений — сведения о семье, о раннем развитии ребенка, о его интересах и необычных способностях с помощью опросников и интервью;

Ø оценка учащегося его сверстниками — сведения о способностях, не проявляющихся в успеваемости и достижениях с помощью опросников;

Ø самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов с помощью опросников, самоотчетов, собеседования;

Ø оценка работ (экзаменационных том числе.), достижений, школьной успеваемости.

Психологическое тестирование как показатель показатели интеллектуального, творческого и личностного развития учащегося проводится в нашем лицее с помощью психодиагностических тестов. Например, Тест Гилфорда (модифицированный), который направлен на изучение креативности, творческого мышления.

В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты. В душе ребенка таятся определенные дары, которые ждут своего часа, чтобы расцвести виде талантов и способностей. Бог уже сделал свое дело и вложил все самое ценное в ребенка безвозмездно. Концепций одаренности, созданных современными учеными, так много, что одно лишь перечисление их наименований заняло бы не менее страницы. В их описаниях нередко могут заблудиться даже профессионалы психологи. Мы облегчим свою задачу, обратившись сразу к наиболее популярной и принимаемой большинством современных специалистов идее - концепции человеческого потенциала американского психолога Джозефа Рензулли. Согласно его учению, одаренность представляет собой сочетание трех характеристик:

1. интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);

2. креативности;

3. настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

«Школа – это тот социальный институт, где каждый ребёнок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность».

Будущее любого государства начинается с его системы образования. Чем скорее в эту систему будут внедрены методы, формирующие творческую личность, тем сильнее и богаче будет такое государство. Поэтому, внимание к одаренному ребенку не должно исчерпываться лишь периодом его обучения. Опыт показывает, что значительные трудности одаренные люди испытывают и в периоде профессионального самоопределения и в дальнейшем, в самом процессе творчества. Другими словами, таланту нужна постоянная забота всего общества и только тогда мы будем иметь людей, конструктивно реагирующих на малейшие изменения в развитии общества, способствовать его развитию и процветанию.

-10

Я попробовала приоткрыть занавес новой школы, школы, в которой будут не только новые учебные технологии и новаторские способы обучения и воспитания, где будут не только раскрывать все те замечательные и индивидуальные качества, которые есть в наших детях. Это будут особенные, высокие отношения между людьми в школьном доме - отношения понимания, добра и сотрудничества. Ведь сердце школы, весь ее дух кроются именно в отношениях людей. И в такой школе будут учиться только талантливые дети.

Большой талант требует большого трудолюбия!

Использованная литература

1.Аллай В.В. Исследования проблемы развития творческого потенциала личности. М.: Педагогический журнал, 2005.

2. Т.В. Бурменский. Одаренные дети. М.: Прогресс, 1991.

3. Волкова Г.В. Повышение уровня профессиональной компетенции преподавательского коллектива. М: Завуч, 1999, № 7.

4.Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г. М.:, 2002.

6.Психология одаренности детей и подростков. - М.,1995.

7.Рабочая концепция одаренности. - М., 1998.

8.Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. М.: Знание, 1990

9. Юркевич В.С. Одаренный ребенок. Иллюзия и реальность. Книга для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1996

10. Картинка

11. Картинка

12. Картинка

Желаю творческих успехов в работе!