В соответствии с п. 3 раздела V Концепции технологического развития на период до 2030 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 20 мая 2023 г. № 1315-р "Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 г." для целеполагания, мониторинга и проведения экспертизы научных исследований в интересах технологического развития в системе ФГБУ РАН формируются научные советы по приоритетным направлениям критических и сквозных технологий. Один из них для совершенствования деятельности в сфере безопасности создается на базе Комиссии РАН по техногенной безопасности.
Николай Махутов, председатель комиссии РАН по техногенной безопасности, председатель секции по безопасности Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, член-корреспондент РАН, д.т.н., профессор
Владимир Балановский, член бюро комиссии РАН по техногенной безопасности, ответственный секретарь секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, профессор Академии военных наук
Владимир Подъяконов, член секции по безопасности Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, научный сотрудник НИО (ВГИ) ВУ МО РФ, член-корреспондент АПК Росстандарта, к.и.н.
Андрей Соколов, декан факультета химической технологии и биотехнологии ФГАОУ ВО "Московский политехнический университет", к.т.н.
Дмитрий Некрасов, заведующий кафедрой "Техника низких температур им. П.Л. Капицы" ФГАОУ ВО "Московский политехнический университет", к.т.н.
В современных условиях высокого уровня различных рисков и угроз в комплекс задач, стоящих перед научным советом по техногенной безопасности, в том числе входит выработка методической и научно-практической политики в области трансформации безопасности как объекта их воздействия.
Проблемы безопасного функционирования стратегически и критически важных объектов
В условиях введения президентом России на отдельных территориях военного положения и особых режимов безопасности из-за высокого уровня различных рисков и угроз производится трансформация безопасности как объекта их воздействия. При этом особенно важно сочетание модернизационных и мобилизационных принципов для обеспечения безопасного функционирования стратегически и критически важных объектов (СВО и КВО), которые в настоящее время в условиях взрывного повышения уровня рисков и угроз военного и террористического характера проявляют себя самым неожиданным образом. Это связано с тем, что такие объекты начинают функционировать в сильно поврежденных состояниях, когда на процесс их приведения в исходное состояние накладывается неотлагательная модернизация в условиях дефицита времени.
Анализ показал, что при проведении такой мобилизации и модернизации, характеризующейся высокой степенью новизны, необходимо максимально сокращать время проектных решений и координировать работу, рассматривая различные сценарии на предпроектном и проектном уровнях.
Проблема, с которой при этом сталкиваются, – обеспечение интеграции и совместного использования информации, накапливающейся на всех этапах жизненного цикла продукции и услуг (транспортных, безопасности). В данном случае имеется в виду продукция ОПК и социально значимых предприятий, а под услугами понимаются мультимодальные логистические транспортные услуги и услуги по защите от воздействия природных и техногенных факторов, антитеррористической защищенности объектов инфраструктуры.
При выполнении больших проектов для СВО и КВО, содержащих широкую номенклатуру изделий и услуг, а кроме того характеризующихся длительным циклом разработки и производства для продукции и реализации для услуг, данная проблема становится еще более актуальной. При этом узкие места технологии процесса производства (реализации) состоят в следующем:
- коммуникации (обмене информацией) между подразделениями, до сих пор осуществляющейся на бумажных носителях;
- решении задач обеспечения технологичности начинающегося на поздних стадиях проектирования, что приводит к многочисленным изменениям в конструкторской и организационно-технической документации.
В результате "круговоротов" документации затягивается запуск изделия в производство (реализация услуги), неоправданно увеличиваются затраты. В то же время современные программные продукты позволяют обеспечить повышение качества, ускорение выпуска продукции и реализации услуг, снижение себестоимости и расходов.
Такая модернизация сопряжена с цифровой трансформацией – процессом, вызываемым воздействием внешних явлений и протекающим благодаря им. За счет цифровой трансформации достигается увеличение операционной деятельности, приводящей к прорывному повышению качества решений.
Роль цифровой трансформации в жизненном цикле продуктов и услуг
Цифровые информативные технологии внедряются на всех этапах жизненного цикла продукции (услуги)1. Основные этапы жизненного цикла:
- маркетинг и изучение рынка;
- разработка замысла изделия и услуги;
- проектирование изделия и разработка услуги;
- разработка и планирование технологических процессов;
- производство изделия, формирование инфраструктуры услуги;
- техническая помощь и обслуживание;
- утилизация после истечения срока службы.
При традиционной организации работы массив информации формируется такого объема, что его обработка без применения специальных технологий практически невозможна. На разных стадиях производства обработка массивов информации и их передача осуществляется устройствами, связанными в единую сеть. Такая цифровая трансформация позволяет объединить потоки данных всех этапов жизненного цикла изделия (услуги). При этом основной задачей является уменьшение затрат времени на подготовку вариантов решений и передачу информации, снижение стоимости продукции (услуги). При внедрении информативных технологий предприятие, применяющее традиционные методы в своей работе, преобразуется в цифровое, что делает его продукцию (услугу) цифровой.
Принципы цифровой организации
Цифровая организация базируется на цифровизации и интеграции процессов на всех вертикальных уровнях иерархии. Горизонтальная интеграция при этом позволяет сформировать новые связи внутри организации и снаружи по всей цепочке создания стоимости. Цифровизация и интеграция формируются на базе цифровой платформы на вертикальных и горизонтальных уровнях, объединенных в автоматизированной системе цифровых данных, моделей, алгоритмов и методов. Информация об операционных процессах, их эффективности и управлении качеством предоставляется в сети цифровой организации в режиме реального времени с использованием:
- цифрового моделирования расходов и эффективности производства;
- трехмерного моделирования с помощью компьютерной графики;
- управления жизненным циклом с постоянным мониторингом состояния изделия (услуги) для реагирования на отклонения хода производства;
- Интернета вещей для синхронизации на постоянной основе информации с Интернетом, что исключает ошибки оператора.
Эти технологии объединяют методы и инструменты информационной поддержки и обеспечивают взаимодействие любых автоматизированных систем с любыми средствами автоматизации от любых разработчиков на всех этапах жизненного цикла изделия (услуги). Планирование деятельности с учетом особенностей жизненного цикла позволяет обеспечить безопасность изделий и услуг, уменьшить издержки, спланировать работы на стадиях жизненного цикла. Интегрирует информационное пространство управления жизненным циклом изделий (услуг) PLM2-система (ранее CALS-технологии).
При традиционной организации работы массив информации формируется такого объема, что его обработка без применения специальных технологий практически невозможна. На разных стадиях производства обработка массивов информации и их передача осуществляется устройствами, связанными в единую сеть. Такая цифровая трансформация позволяет объединить потоки данных всех этапов жизненного цикла изделия (услуги).
Концепция PLM
PLM-технологии – это база в форме цифрового информационного пространства для функционирования PDM, CAD, CAE, CAPP, CAM, MPM.
Концепция PLM базируется на понимании, что необходимо иметь не конгломерат, а всю cтруктуру цифровой обработки данных об изделии (услуге) и их внутренней цифровой инфраструктуре для работы "под одним зонтом".
Назначение PLM-концепции – интегрирование для эффективного взаимодействия изолированных производств, образовавшихся в результате внедрения различных систем, таких как CAD, PDM, ERP, MES (табл. 1).
В настоящее время акцент сместился с CAD-решения на набор инструментов для разработки изделия (услуги), куда входят CAD-система, средства инженерного анализа и система управления данными об изделии, которые интегрируются в единое PLM-решение.
Составные части PLM:
- PDM – основа PLM, система управления данными о продукте (услуге);
- CAD – проектирование изделий (услуг);
- CAE – инженерные расчеты;
- CAPP – разработка техпроцессов;
- CAM – разработка управляющих программ для станков с ЧПУ;
- MPM – моделирование и анализ производства изделия, реализации услуги.
Для получения инженерной информации на этапах жизненного цикла изделия (услуги) используются программы, взаимодействующие с PDM, делающие продуктивнее обработку информации, находящуюся в одном месте для всех объектов жизненного цикла. Для обеспечения параллельной работы участников жизненного цикла изделия (услуги) PLM формирует взаимосвязанное программное обеспечение, объединяющее информационные системы организации. PLM-система обеспечивает решение задач автоматизации конструкторского и технологического проектирования, оснащенного программно-управляемым технологическим оборудованием.
В табл. 2 представлено краткое описание PLM-систем.
Эти PLM-системы имеют близкий набор функций и используют стороннее программное обеспечение для тех работ, для которых они изначально не были разработаны. Их преимуществом является то, что они:
- моделируют сценарии производственных ситуаций и проектных решений на основе изменения исходных данных;
- позволяют по заданным критериям провести "перекрестную" оптимизацию для нахождения компромисса;
- способствуют повышению адаптивности и гибкости методов планирования и управления.
При этом наблюдается тенденция разработки PLM-систем с использованием облачных вычислений, обеспечивающих обратную связь об изделиях (услугах) и систематизацию информации для разработки с ее учетом. Для модернизации продукции (услуг) применяется управление портфелем изделий (услуг) с интегрированием управления данными в расширенную PLM-инфраструктуру. С ее помощью информация об эксплуатации преобразовывается в технические требования и учитывается в техническом задании при модернизации изделий (услуг). Для модернизации производственных процессов на основе PLM создается виртуальная среда для их моделирования, оптимизации и последующего внедрения в производство.
Человеческая составляющая в модернизации: риски и угрозы
Анализ структуры PLM-системы показывает, что в современных условиях гибридной войны удар может наноситься по вышеописанной PLMсистеме, но более вероятно нанесение удара по еще не включенной в нее человеческой составляющей. Поскольку управление проектами модернизации продукции (услуг) СВО и КВО осуществляется с помощью человеко-машинной системы, в которой основная часть работы является творческой, то только отдельные ее части выполняются с использованием программных продуктов. Оценка уязвимости модернизации показывает, что риск актов терроризма смещается с "железа" в направлении специалистов.
Их работа по модернизации продукции (услуг) включает в себя следующие процессы:
- Инициация (решение о проектировании, авторизация проекта).
- Планирование (планирование целей, их декомпозиция, определение состава операций проекта и их взаимосвязей, оценка длительности и объемов работ, определение ресурсов и стоимости, составление порядка выполнения работ, оценка бюджета, разработка плана исполнения проекта и определения критериев его успеха, планирование качества, персонала, взаимодействия, оценка рисков и реагирование на них).
- Исполнение и контроль (учет исполнения, контроль качества, подготовка предложений, развитие команды проекта).
- Анализ (анализ сроков, стоимости и качества, подтверждение целей и оценка исполнения, анализ ресурсов).
- Управление (изменениями, ресурсами, целями, качеством, рисками).
При этом такое управление проектами модернизации продукции (услуг) является видом управленческой деятельности, основывающейся на предварительной разработке модели действий по достижению конкретной цели, а с другой стороны, на специальных, надпрофессиональных знаниях.
Специальные и надпрофессиональные знания
Специальные знания отражают особенности производственной, инновационной, управленческой, исследовательской, реорганизационной деятельности. Надпрофессиональные знания позволяют изучать общие закономерности, присущие проектам во всех областях деятельности, благодаря методам и средствам, используемым для различных проектов. Это показывает, насколько высока должна быть профессиональная подготовка специалистов. Дополнительные требования накладывают мобилизационные принципы – это ответственность за принимаемые решения и необходимость их принимать в условиях неопределенности и дефицита времени.
Управление кадровыми рисками
Так как кадровая поддержка – это основа управления проектами, то "выбивание" ее отдельных звеньев может существенно тормозить или сводить на нет многолетние усилия больших коллективов. Деструктивные действия могут быть в форме терактов, саботажа, дискредитации, но также в столь неявной форме, как при умышленном/пассивном снижении уровня подготовки специалистов и при введении в образовательные программы "деструктивных закладок". Необходимо иметь в виду, что такие действия сводят на нет и все достижения в области цифровизации.
Минимизация их влияния является целью управления кадровыми рисками, которое выстраивается на основе превентивных методов управления персоналом, адаптивных к различным фазам развития предприятия. Они позволяют выявить степень подверженности кадровым рискам, обеспечить устойчивость к последствиям риска и провести профилактическую работу по его ограничению с помощью процессинговых и информационных технологий.
Одним из эффективных процессинговых методов управления кадровыми рисками является стандартизированное многофакторное исследование личности (СМИЛ), которое позволяет оценить с эмоциональной точки зрения адаптацию к рабочей среде с высоким риском. Такая среда характерна для СВО и КВО, функционирующих в сильно поврежденных состояниях, то есть там, где особенно важны здравый смысл и эмоциональная стабильность. Этот метод позволяет выявлять патологию психического здоровья сотрудников, которые имеют право постоянного или разового доступа к информационным системам СВО и КВО, их отдельным компонентам и в определенных условиях могут стать внутренними нарушителями. Виды нарушителей и меры защиты, характерные для информационных систем СВО и КВО, определяются на основе прогноза об их возможных мотивах и целях угроз безопасности.
Защита информации на государственном уровне
Анализ сочетания модернизационных и мобилизационных принципов показывает, что так как кадровая поддержка жизненного цикла изделий (услуг) осуществляется в условиях деструктивных рисков и угроз, то защита информации, содержащейся в ее информационной системе, должна осуществляться на государственном уровне с формированием государственной информационной системы (ГИС) кадровой поддержки. Работа этой ГИС определяется ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (ред. от 29.12.2022 г.), а организации, подключенные к ГИС, по приказу ФСТЭК № 17 от 11.02.2013 г. "Об утверждении требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в ГИС" (в ред. приказов ФСТЭК России № 27 от 15.02.2017 г. и № 106 от 28.05.2019 г.) аттестовывают свои системы и согласно п. 11 приказа применяют средства защиты информации, имеющие действующие сертификаты ФСТЭК или ФСБ, прошедшие оценку соответствия в форме обязательной сертификации на соответствие требованиям по безопасности информации в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Инфраструктура PLM-системы
PLM-система управления жизненным циклом изделий (услуг), с учетом дополнения информационной системой кадровой поддержки, состоит из следующих подсистем (слоев):
- Изделие и услуга (проектная документация, документация нормативно-технического сопровождения и информационная модель изделия и услуги).
- Лучшие практики (технологии + оборудование).
- Организации – держатели лучших практик, лауреаты премии "Сто лучших товаров РФ"3.
- Информационная система кадровой поддержки PLM-системы управления жизненным циклом изделий (услуг):
4.1. Специалисты организаций – держателей лучших практик.
4.2. Профессионально-общественно аккредитованные (ПОА) образовательные программы подготовки специалистов организаций – держателей лучших практик (для размещения на федеральном информационном ресурсе автоматизированной информационной системы (АИС) "Мониторинг ПОА"4).
4.3. ПОА программы повышения квалификации и переподготовки специалистов организаций – держателей лучших практик для изготовления "изделия" и реализации "услуги" (для размещения на федеральном информационном ресурсе АИС "Мониторинг ПОА").
4.4. Образовательные организации – держатели профессионально-общественно аккредитованных образовательных программ5. - Государственные и отраслевые нормативные документы и стандарты6, профессиональные стандарты.
Объединение в рамках ГИС информации для кадрового обеспечения функционирования инфраструктуры PLM-системы управления жизненным циклом изделий (услуг) позволяет обеспечить ее антитеррористическую защищенность. Такое сочетание модернизационных и мобилизационных принципов в первую очередь важно в условиях крайнего дефицита времени для организации деятельности СВО и КВО.
Применение защищенных систем управления на базе цифровых информативных технологий позволяет в условиях мобилизации экономики обеспечить проведение комплекса подготовительных мероприятий по защите государства и поддержания обороноспособности на уровне, соответствующем характеру военных угроз.
Автоматизация процесса досмотра для повышения безопасности
В заключение необходимо остановиться на некоторых особенностях модернизации услуг по обеспечению безопасности в условиях постепенного перехода от военных угроз к террористическим. В первую очередь необходимо совершенствовать процесс фильтрации людских потоков, что наиболее эффективно реализовать с помощью применения досмотрового модуля на базе специальной кабины. Ее конструкция помогает локализовать и снизить ущерб в опасной зоне – месте скопления людей при досмотре. Модульная конструкция позволяет в защищенном объеме интегрировать различные системы обнаружения радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, наркотических средств и других опасных предметов и веществ.
Такой подход дает возможность автоматизировать процесс досмотра и снизить участие персонала. Оснащение модуля средствами аудио- и видеоконтроля при досмотре, с передачей информации в ситуационный центр, позволяет контролировать обстановку и оперативно принимать меры по совершенствованию процесса досмотра на данном объекте. Разработка типоряда унифицированных досмотровых модулей, их централизованное изготовление и поставка позволяют значительно сократить расходы и повысить качество. Автоматизация процесса досмотра поможет сосредоточить действия персонала на профайлинге (наблюдении и собеседовании), а также на обнаружении предметов и веществ, имеющих внешние признаки схожести с оружием, взрывчатыми веществами или другими устройствами, предметами и веществами, которые могут быть использованы для совершения террористических актов.
Проведение разнонаправленной модернизации процесса обеспечения безопасности, с использованием продукции и услуг с высокой степенью новизны, позволяет наиболее полно соответствовать требованиям к ее трансформации в современных условиях.
1 Жизненный цикл – это совокупность процессов, выполняемых от момента возникновения потребности в продукте (услуге) до его утилизации после использования. Применительно к услуге утилизации подлежит инфраструктура, оборудование и средства, используемые в процессе реализации услуги.
2 PLM (Product Lifecycle Management) – в переводе с англ. "управление жизненным циклом продукта". PLM-концепция – это подход, основанный на централизации в едином информационном пространстве всей информации об изделиях (услугах) на всех этапах их жизненного цикла.
3 Конкурсы на изготовление "изделия" и реализацию "услуги" в условиях мобилизации и модернизации должны проводиться только среди держателей лучших практик, что является гарантией качества и изготовления "изделия" и реализации "услуги" в срок без демпинга и коррупционных нарушений.
4 ПОА служит для оценки образовательной деятельности со стороны работодателей, выявляет степень их интеграции в эту деятельность. ПОА оценивает соответствие программы требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда, влияние на формирование профессиональных компетенций.
5 К подготовке специалистов, повышению их квалификации и переподготовке в условиях мобилизации и модернизации должны допускаться только образовательные организации – держатели профессионально-общественно аккредитованных образовательных программ, что обеспечивает качество образования и культуру безопасности, эффективное управление кадровыми рисками.
6 Порядок стандартизации устанавливается Правительством РФ (обязательными для применения являются документы по стандартизации):
- в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством РФ иной информации ограниченного доступа, продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, в отношении процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией (ч. 2 ст. 4, ст. 6 Федерального закона от 29.06.2015 г. № 162-ФЗ "О стандартизации в РФ");
- в отношении персональных данных (информации, относящейся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) как сведений, относящихся к категории ограниченного доступа (ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных").
Фото: klike.net