Тайга… Еще лет семьдесят назад она была диким «зеленым континентом», о котором мы знали не так уж много. Но благодаря таксаторам (людям, которые еще с царских времен профессионально занимались «приведением лесов в известность», подолгу пропадали в таежных экспедициях), ситуация сильно изменилась. Тайга сегодня уже не терраинкогнита. Она исхожена таксаторами, описана в их отчетах, нанесена на многочисленные карты.
Наверное, можно сказать, что время первооткрывателей сибирской тайги осталось в прошлом. И от этого немного грустно. Ведь таежные экспедиции, которые каждый год забрасывались в глухую чащу на вертолетах, на оленях, на лодках,—это не только тысячи пройденных километров или вывезенные на Большую землю образцы леса.
Это люди, которые прорубались в тайгу сквозь непроходимые дебри, замерзали в пургу и были рады глотку горячего чая, тащили через речные пороги лодки с грузом, а потом грелись у костра.
Глупо называть их героями. Они были разные. Но при этом существовали особые черты, которые объединяли в тайге и академика, и кондового бича. Неписаный кодекс таежника. Да и лесной гнус в статусах не разбирался. Донимал всех подряд. Сейчас уже о тех таксаторских экспедициях известно мало.
Время стирает их следы. Уходит та эпоха, уходят и люди. Поэтому можно считать чистым везением, что есть чело- век, который сумел провести нас теми забытыми таежными тропами. На фотоснимках, которые Владимир Седых сделал еще в шестидесятых годах, время словно остановилось. А его черно-белая тайга гораздо ярче многих цветных фотографий.
Фотоочерк опубликован в журнале №18 «Неизвестная Сибирь»