Найти тему
АНТРАКТ.PRIM

"... и будут все скалить зубы и бить в ладоши."

"Ревизор" и по сей день является самой актуальной пьесой не только русского театра, но и всей русской жизни. Спустя почти два столетия после выхода её в свет, образ российской власти ни капли не изменился. Мы по прежнему "надеваем чистые колпаки" перед приездом большого начальника и фильтруем людей на "допущенных" и тех, кого нужно "спрятать" к визиту. Приморский театр кукол открывает свой 84-й театральный сезон монолитом русской драмы, свою версию "Ревизора" на сцене представляет режиссёр - Антонина Добролюбова. Постановка рассчитана на взрослого зрителя. Руководство театра берёт курс на широкую аудиторию и начинает борьбу со стериотипом "куклы это для детей".

Фото из спектакля "Ревизор", ист. Приморский краевой театр кукол
Фото из спектакля "Ревизор", ист. Приморский краевой театр кукол

Антонина Добролюбова сравнивает образы чиновников из комедии Гоголя с насекомыми, а место действия пьесы из роскошной залы Городничего переносит в полуразвалившийся покосившийся дом с кучей щелей и забитых наспех досок. Здесь, по замыслу автора спектакля, как раз и обитают мерзкие и противные насекомые. В спектакле актёры в образах простых горожан существуют рядом с куклами-насекомыми, которые олицетворяют собой чиновников уездного города Н. (всей России).

Фото из спектакля "Ревизор", ист. Приморский краевой театр кукол
Фото из спектакля "Ревизор", ист. Приморский краевой театр кукол

Я долго пытался понять, что, кроме простого сравнения власти с чем-то мерзким, может дополнить эту идею. Тут вспоминаю Чуковского с его "Тараканищем". Там ведь тоже большие Звери боялись маленького Таракана. Но ведь всё должно быть наоборот. Люди создают запрос, они - первичны, а власть запрос выполняет, она - вторична. "Насекомые" должны бояться "зверей" ведь те могут нечаянно раздовить... Режиссёр реверсирует положение героев до такой степени, что насекомым люди подают шампанское, катают Навозного жука (Городничего) на телеге, а под конец даже скидываются деньгами Кузнечику (Хлестакову), чтобы тот поспособствовал отставке Городничего.

С самого начала спектаклю задаётся бешеный темп, как-будто бы герои пьесы в какой-то панике и пытаются просто убежать от ревизора, а не подготовится к его приезду. Навряд ли, конечно, Гоголь представлял себе именно такой темпоритм в пьесе. Но могу предположить, что он всё-же видел своих героев людьми, а в случае с насекомыми, которые в настоящей жизни куда быстрее и реще человека, можно допустить и панический темпоритм. Увы, он лишает спектакль комедийности, потому что в спешке теряются жизненные оценки, реакции, мудрость, теряется подтекст. Как результат, зал смеётся лишь пару раз за два акта, а финальный монолог Городничего и вовсе теряет весь гоголевский смысл. Истинно проникнуться историей "Ревизора" мешает и слабая механика кукол, а ведь это специфика, основа; это то, что делает театр кукол театром кукол. Из подвижных частей только голова с углом поворота в 30 градусов и руки, которыми умело управляет актёр. Им катострафически не хватает физической "жизни"! Куклы для большой сцены кажутся слишком маленькими, первые 3-5 рядов ещё способны оценить красоту исполнения и мастерство художника-технолога Ларисы Макиной-Пробожяк, дальним рядам уж придётся всматриваться и немного напрягаться. Как итог, смотреть непосредственно на работу куклы хочется первые 15 минут, дальше уже всё привычно и однообразно, театр кукол теряет свой смысл и внимание переходит исключительно на актёров. Им отдаю низкий поклон за работу, уровень исполнительного мастерства всего состава высочайший! Я бы с удовольствием посмотрел на их работу без кукол, кажется, спектакль получился бы более выигрышным...

Фото из спектакля "Ревизор", ист. Приморский краевой театр кукол
Фото из спектакля "Ревизор", ист. Приморский краевой театр кукол

Спасибо Приморскому театру кукол, во-первых, за смелые шаги вперёд, за стремление развиваться не только в детском репертуаре, но теперь и во взрослом. Во-вторых, за обращение к нестареющей классике и свежий взгляд на неё. После долгой стагнации и разрухи, Приморский театр кукол, как будто бы начинает заново учиться ходить. Первый шаг в виде "Ревизора" уже сделан, хочется, чтобы и остальные были такими же уверенными!