"Ревизор" и по сей день является самой актуальной пьесой не только русского театра, но и всей русской жизни. Спустя почти два столетия после выхода её в свет, образ российской власти ни капли не изменился. Мы по прежнему "надеваем чистые колпаки" перед приездом большого начальника и фильтруем людей на "допущенных" и тех, кого нужно "спрятать" к визиту. Приморский театр кукол открывает свой 84-й театральный сезон монолитом русской драмы, свою версию "Ревизора" на сцене представляет режиссёр - Антонина Добролюбова. Постановка рассчитана на взрослого зрителя. Руководство театра берёт курс на широкую аудиторию и начинает борьбу со стериотипом "куклы это для детей".
Антонина Добролюбова сравнивает образы чиновников из комедии Гоголя с насекомыми, а место действия пьесы из роскошной залы Городничего переносит в полуразвалившийся покосившийся дом с кучей щелей и забитых наспех досок. Здесь, по замыслу автора спектакля, как раз и обитают мерзкие и противные насекомые. В спектакле актёры в образах простых горожан существуют рядом с куклами-насекомыми, которые олицетворяют собой чиновников уездного города Н. (всей России).
Я долго пытался понять, что, кроме простого сравнения власти с чем-то мерзким, может дополнить эту идею. Тут вспоминаю Чуковского с его "Тараканищем". Там ведь тоже большие Звери боялись маленького Таракана. Но ведь всё должно быть наоборот. Люди создают запрос, они - первичны, а власть запрос выполняет, она - вторична. "Насекомые" должны бояться "зверей" ведь те могут нечаянно раздовить... Режиссёр реверсирует положение героев до такой степени, что насекомым люди подают шампанское, катают Навозного жука (Городничего) на телеге, а под конец даже скидываются деньгами Кузнечику (Хлестакову), чтобы тот поспособствовал отставке Городничего.
С самого начала спектаклю задаётся бешеный темп, как-будто бы герои пьесы в какой-то панике и пытаются просто убежать от ревизора, а не подготовится к его приезду. Навряд ли, конечно, Гоголь представлял себе именно такой темпоритм в пьесе. Но могу предположить, что он всё-же видел своих героев людьми, а в случае с насекомыми, которые в настоящей жизни куда быстрее и реще человека, можно допустить и панический темпоритм. Увы, он лишает спектакль комедийности, потому что в спешке теряются жизненные оценки, реакции, мудрость, теряется подтекст. Как результат, зал смеётся лишь пару раз за два акта, а финальный монолог Городничего и вовсе теряет весь гоголевский смысл. Истинно проникнуться историей "Ревизора" мешает и слабая механика кукол, а ведь это специфика, основа; это то, что делает театр кукол театром кукол. Из подвижных частей только голова с углом поворота в 30 градусов и руки, которыми умело управляет актёр. Им катострафически не хватает физической "жизни"! Куклы для большой сцены кажутся слишком маленькими, первые 3-5 рядов ещё способны оценить красоту исполнения и мастерство художника-технолога Ларисы Макиной-Пробожяк, дальним рядам уж придётся всматриваться и немного напрягаться. Как итог, смотреть непосредственно на работу куклы хочется первые 15 минут, дальше уже всё привычно и однообразно, театр кукол теряет свой смысл и внимание переходит исключительно на актёров. Им отдаю низкий поклон за работу, уровень исполнительного мастерства всего состава высочайший! Я бы с удовольствием посмотрел на их работу без кукол, кажется, спектакль получился бы более выигрышным...
Спасибо Приморскому театру кукол, во-первых, за смелые шаги вперёд, за стремление развиваться не только в детском репертуаре, но теперь и во взрослом. Во-вторых, за обращение к нестареющей классике и свежий взгляд на неё. После долгой стагнации и разрухи, Приморский театр кукол, как будто бы начинает заново учиться ходить. Первый шаг в виде "Ревизора" уже сделан, хочется, чтобы и остальные были такими же уверенными!