Борт «Уральских авиалиний» летел из Сочи в Омск. Однако на подлете возникли технические сложности. Официально причины будут еще выясняться, но в авиакомпании заявили, что проблема была в отказе одной из гидравлических систем. Когда стало понятно, что с самолетом что-то не так, некоторые пассажиры уже начали писать СМС и прощаться с родными, но все обошлось.
Как позже в многочисленных интервью разным СМИ рассказали спасенные, экипаж действовал очень профессионально. Кто-то даже записал на телефон, что в самые страшные минуты полета говорила бортпроводница:
«Дамы и господа, прошу внимания! Расстегните воротники, снимите галстуки, обувь на высоких каблуках, все предметы, которые могут нанести повреждения».
Командир судна сначала хотел уйти на запасной аэродром в Новосибирске, а потом принял решение сажать самолет в поле. Причины и того, и другого позднее объяснил генеральный директор авиакомпании «Уральские авиалинии» Сергей Скуратов:
«Командир корабля посчитал необходимым уйти на запасной аэродром в Новосибирск. Причина — в Омске полоса 2,5 километра, в Новосибирске — три километра. При отказе зеленой гидросистемы наблюдаются некоторые отклонения в работе спойлеров — это тормозные щитки на самолете — и закрылков, поэтому посадочная дистанция может увеличиваться. Очень сильный ветер, низкий эшелон, выпущенные створки шасси, которые невозможно было убрать, увеличили расход топлива, и командир осознал, что, возможно, топлива будет недостаточно для захода на посадку в Новосибирск».
«Сели мягче, чем на асфальт» — приводит слова одного из пассажиров издание NGS.ru:
«Стоит сказать слова благодарности экипажу, потому что пилот молодец. Сели мягко, знаете, мягче, чем на асфальт. Хорошо, что не в воду плюхнулись — на улице-то прохладно».
Хотя у самого самолета после незапланированной посадки были повреждены все стойки шасси и одно крыло. Тем не менее авиакомпания надеется восстановить борт и вновь ввести его в эксплуатацию. Правда, пока непонятно даже то, как его будут забирать с поля. Эксперты считают, что есть всего два варианта: либо ремонтировать на месте, чтобы он взлетел с ближайшей дороги, либо разбирать, то есть снимать крылья и транспортировать тягачом или поездом. Вопрос: как после такой пересборки самолет будет летать? И будет ли?
С другой стороны, вариантов у российских авиакомпаний немного. Каждый борт на вес золота, а с момента введения санкций нештатных ситуаций (как минимум на земле) стало больше, указывает директор по продажам и развитию компании «СВ-чартер» Сергей Вехов:
Сергей Вехов директор по продажам и развитию компании «СВ-чартер»«Операторы особо не афишируют, очевидных аварий, катастроф не было. И, я надеюсь, не будет. Но отказов техники, конечно же, стало больше, поскольку задел по запчастям и возможность быстрого восстановления стали тяжелее, но, конечно же, есть. Мы не можем делать вид, что ничего не происходит. Конечно, происходит. Для авиационных операторов этот период очень тяжелый. И чем дальше, тем становится тяжелее. Но у нас, слава богу, ковбоев в этой индустрии нет, и все очень пекутся по части авиационной безопасности».
Капитана Сергея Белова и второго пилота Эдуарда Семенова, которых 12 сентября иначе как героями никто не называл, отстранили от полетов на время расследования. Но это обычная практика в таких случаях.
Для компании «Уральские авиалинии» это не первое подобное происшествие. В августе 2019 года в двигатели Airbus A321 почти сразу после вылета из аэропорта «Жуковский» попали чайки. Из-за этого самолет пришлось экстренно посадить на кукурузное поле в Подмосковье. И пилот Дамир Юсупов, посадивший самолет в кукурузном поле, прокомментировал посадку борта в поле пшеничном: «Пассажиры и экипаж живы и здоровы, самолет не получил значительных повреждений. Самое главное — все сегодня вернутся домой к своим близким. Ценнее жизни ничего нет. Я горжусь вами, экипаж! Спасибо вам всем!»