Найти тему

Если Бог добрый, почему существует зло?

Оглавление

Этой зимой я впервые смогла осознать ответ на этот вопрос. Это случилось во время чтения мистерии «Каин» лорда Байрона для семинара по мировой лит-ре, поэтому хочу именно это произведение привести в пример.

Дж. Байрон «Каин»

События разворачиваются на основе библейского сюжета, когда первый сын Адама и Евы, земледелец Каин, убил своего младшего брата Авеля, пастуха овец — из-за того, что дар, принесённый Авелем, оказался угодным Богу, в отличие от приношения Каина. Это первое совершенное преступление на земле после грехопадения. 

В своём произведении Дж. Байрон развернул это событие до мельчайших деталей, он описал своё представление о том, как Каин решился на братоубийство, что толкнуло его к этому преступлению.

Перед нами предстаёт юноша, который задается вопросами о справедливости Божьего наказания и о смысле собственной жизни, он задаёт их своему отцу, Адаму, а после и Люциферу (однако отец лжи — не самый лучший выбор собеседника). 

Так вот Каин спрашивает своего отца:  

«Родитель
Нам говорит: Он всемогущ, — зачем же
Есть в мире зло?»

А Адам ему отвечает: 

«Что это зло — лишь путь к добру.» 

Странно, да?

Почему с самого начала человечество должно погрязнуть во грехе? Мы несправедливо страдаем под влиянием зла: болезней, насилия, войны и диктаторов. 

Бог не создавал зло

Начну с того, что важно понимать, что Бог не источник зла. Он добрый и совершенный Бог, Он — источник Любви. 

Господь создал человека по образу Своему, чтобы общаться с нами. То есть Творец не желал создавать лишь робота, который действует по одному сценарию, Он создал человека, у которого есть свобода выбора и, соответственно, собственная воля.

Бог есть Любовь, а Любовь не может быть навязана насильственным путём, следовательно мы имеем возможность злоупотребить этой свободой. Выходит, что зло существует как необходимая вещь для совершенного плана Бога. 

«Зло - это недостаток или порча добра. Если Добро может быть без зла, то зло без добра (и более того, кроме как в самом добре - как порча, недостаток, уменьшение добра) существовать не может.» (Понятие теодицеи)

Мы выбрали и часто выбираем не Бога, а зло: гордость, наслаждения, привычки, эмоции, деньги, мечты и все то, что так нас привлекает, но приводит к разочарованию. 

Почему мы думаем, что если мы злоупотребляем данным нам выбором, нас ждёт сказочная жизнь?

Иисус искупил грехи человечества

Но несмотря на то, что мы выбрали грех, Господь не остался безучастным, Он спустился к нам и умер на кресте за наши грехи. Он понёс за нас наказание, тем самым давая нам шанс полюбить Его в ответ, прийти к Нему. Благодатью он покрыл каждого и освободил нас от проклятий греха. При этом выбор за нами остался. 

Бог может обратить всякое зло в добро

Например, через страдания мы совершенствуемся, становимся сильнее. 

Господь создал человека способным, поэтому христиане не должны боятся испытаний мира, ведь Господь сказал:  

«Не повелел ли Я тебе?: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь» (Иисус Навин 1:9)

Лейбниц предположил, что «физическое зло (болезни и несчастья) содействует совершенствованию души, моральное зло (грех) является результатом свободы воли, а зло метафизическое проистекает из конечности тварных существ.» 

Второй шанс

Именно через веру в кровь Христа, пролитую за грехи человека, мы можем получить вечную жизнь с Богом Отцом:

«Вы спасены – через веру – Его великой добротой! И не за ваши заслуги – это Божий дар! И не за ваши дела, так что пусть никто этим не хвалится!» (Ефесянам 2:8–9).

Следовательно, все зависит от нас, благодатью мы можем стать свободными от греха и встретить Отца после физической смерти:

«Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, Научающая нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке.»
(Титу 2:11-12)