США всегда использовали санкции как важный инструмент воздействия на страны, проводящие независимую внешнюю политику. Но санкции также являются для американцев незаменимым инструментом сугубо экономической конкурентной борьбы. Советский Союз, а впоследствии и Россия, всегда являлись приоритетным объектом применения самых разнообразных санкций со стороны США. Оно и понятно: стремление сдержать нашу страну было, есть и будет ключевой задачей американской внешней политики.
Начиная с октября прошлого года беспрецедентной атаке подверглась полупроводниковая промышленность Китая. Во исполнения так назвываемого «Закона о чипах и науке» поставки китайским компаниям оборудования, материалов и технологий, связанных с производством передовых микрочипов, были полностью прекращены. Более того, американцы вынудили сделать то же самое и своих союзников. Надо сказать, что это стало сильнейшим ударом для таких стран, как Япония и Южная Корея, поскольку Китай традиционно являлся крупнейшим покупателем данных материалов. Впрочем, американцы никогда особенно не переживали о чувствах и интересах своих «союзников».
Может сложиться впечатление, что США практикуют применение санкций только против тех стран, которые они считаю недружественными. Но нет: трудно найти в мире страну, которая находилась бы под большим влиянием со стороны США, чем Япония. Но стоило японцам в 70-е годы прошлого века захватить мировое лидерство в электронике, как американцы вынудили их подписать невыгодные ограничивающие соглашения. В результате — потеря лидирующих позиций и годы стагнации. От такого проявления «дружбы» японцы не могут оправиться до сих пор.
Cвежий пример: Германия. Конкурировать в области промышленного производства с этой страной — задача не из лёгких. Превзойти немцев в трудолюбии и умению делать качественную продукцию, особенно в области современных материалов и машиностроения, мало кому удавалось. Но слабое место немецкой продукции — высокая цена производства. Немецкие промышленники нашли оптимальное решение: они сделали ставку на стабильные и недорогие поставки сырья и энергетических ресурсов из России. Результатом стал расцвет производства.
Но вот под влиянием американцев Германия полностью отказалась от российского газа. Что в итоге? Крупнейший немецкий химический концерн BASF объявил о закрытии в своём базовом производственном кластере в Людвигсхафене нескольких заводов. Целый ряд немецких предприятий анонсировали перенос производства за пределы Германии, либо открытие очередных предприятий за пределами страны: прежде всего в США и Китае. США сами являются крупным производителем нефти и газа. Они могут себе позволить ограничить российские поставки. Но Германия находится совсем в другом положении. Вот только кого волнуют её интересы? США совершенно открыто демонстрируют, что для них значение имеет только один интерес: их собственный.